Беспилотник встает на крыло в воздушном пространстве 70-го региона
На аэродроме имени В. П. Чкалова в Березкине Томского района состоялся демонстрационный запуск беспилотника в рамках реализации федерального проекта «Тайга». Его осуществили губернатор Томской области Сергей Жвачкин, заместитель министра экономического развития РФ Владислав Федулов и руководитель Росавиации Александр Нерадько.
О том, что эта летная площадка станет первым опорным пунктом по пилотному проекту «Тайга», было заявлено во время ее открытия в августе. Не прошло и двух месяцев, а слова уже становятся реальностью.
Показательные выступления
В свое время власти Томской области совместно с Минэкономразвития, Минтрансом, Росавиацией, Фондом перспективных исследований разработали предложения по установлению в регионе экспериментального правового режима (ЭПР) для развития беспилотных технологий. Сейчас проект соответствующего постановления Правительства РФ, регламентирующего тестовое применение беспилотных летательных аппаратов, проходит межведомственные согласования.
Открывая демонстрационный запуск, в котором также участвовали заместители губернатора Андрей Антонов, Игорь Шатурный, Алена Левко и Александр Феденев, а еще заместители генерального директора Фонда перспективных исследований Игорь Денисов и Илья Сидоров, заместитель генерального директора АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов, глава региона отметил, что Томская область работает над развитием беспилотных технологий со старта проекта «Тайга» в 2018 году.
– Сегодня – контрольный срез этой большой трехлетней работы, показательные выступления готовности региона к экспериментальному правовому режиму, который позволит нашей науке и инновационному бизнесу еще эффективнее развивать беспилотные технологии при поддержке институтов развития и крупного бизнеса, – подчеркнул губернатор Томской области Сергей Жвачкин. – В последние годы беспилотные технологии ушли далеко вперед. Очередной этап совместной работы станет новым импульсом для рынка беспилотников.
Здесь же, на авиационной площадке имени Чкалова компании «Сибаэрокрафт», возможности беспилотных летательных аппаратов продемонстрировали представители ООО «Тайбер», ООО «Аэромакс», Фонд перспективных исследований, Институт теплофизики СО РАН, Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина. Беспилотники поднимали в воздух контейнеры, закрепленные под фюзеляжем.
До 1,4 млрд рублей может возрасти ежегодный объем рынка грузоперевозок с применением беспилотных аппаратов.
Как заметил начальник управления по взаимодействию с клиентами московской компании «Аэромакс» Николай Бурдин, томская площадка полностью готова для полетов.
– Мы представляем сегодня аппарат вертолетного типа грузоподъемностью до 100 килограммов. Наша основная цель – доставка медикаментов либо других жизненно важных грузов на большие расстояния – до 100–150 километров, – рассказывает представитель столичной фирмы. – Нам, конечно, хотелось бы участвовать в разработке экспериментального правового режима и формировать единые правила по легитимности подобных полетов.
Но кроме законодательных ограничений, которые сейчас прорабатываются и которые можно пролоббировать, существуют еще и объективные – метеорологические. Для беспилотников, поясняет Николай Бурдин, как и для любой авиационной техники, существуют погодные барьеры. Например, если сила ветра превышает 15 метров в секунду, они уже не летают.
А затем руководители компаний «Скайларк Сервис», «Азимут» и НПФ «Спектр» продемонстрировали работу диспетчерской на базе технологий интеллектуальной платформы СУОР «Купол». Собственную разработку также представил «Аэромакс».
Взмывая выше ели
– Эксперимент по запуску большегрузных дронов в Томской области – новый этап в развитии отечественной логистики. Для России – с нашими расстояниями и отдаленными поселениями – это особенно важно. В те районы, куда часто зимой не добраться по земле, с воздуха мы сможем доставлять продукты, лекарства, стройматериалы. Поднять беспилотник в небо значительно дешевле и быстрее, чем вертолет с пилотом, – подчеркивает заместитель министра экономического развития РФ Владислав Федулов.
В то же время существующее на сегодняшний момент авиационное законодательство не позволяет бизнесу широко использовать беспилотные авиационные системы (БАС) для грузоперевозок. В отношении большинства действуют требования к пилотируемой авиации. Это тормозит развитие отрасли грузоперевозок и логистики.
– Беспилотники, – считает руководитель Росавиации Александр Нерадько, – должны стать важным звеном развития отраслей народного хозяйства. Их применение безгранично: аэрофотосъемка, доставка грузов и многое другое. Томская область участвует в этом инновационном проекте, который определит будущее авиации.
Ну а пока проект экспериментального правового режима предусматривает применение в Томской области специального регулирования. Иными словами, некоторые требования Воздушного кодекса могут быть изменены или исключены для участников ЭПР на срок действия эксперимента в регионе, то есть в течение трех лет.
Эффект присутствия
Сегодня программный документ эксперимента предусматривает участие 13 субъектов ЭПР. К ним могут присоединиться и новые компании на основании порядка, установленного Федеральным законом «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
По оценкам экспертов, запуск ЭПР в Томской области обеспечит рост объемов использования БАС. В частности, их планируется широко привлекать при проведении аэрофотосъемки, где ценится оперативность и высокая точность получаемых данных. БАСы высоко котируются при обследовании трубопроводов, линий электропередачи и других инфраструктурных объектов.
Крупноразмерные БАСы пользуются большим спросом в сельском хозяйстве для выполнения авиахимических работ. С их помощью можно реализовать принципы точного земледелия, сделав этот тип работ более безопасным для человека и расширив географию применения.
Как отметили эксперты, присутствовавшие на мероприятии, запустить ЭПР в сфере использования беспилотных летательных аппаратов планируется до конца этого года.
Полетели на биплане!
Кроме беспилотников вертолетного типа на аэродроме имени Чкалова также была представлена летающая лаборатория проекта «Партизан». Ее смонтировали на базе биплана ТВС-2МС специалисты новосибирского института имени Чаплыгина.
– Благодаря действию потока от восьми электрических моторов происходит увеличение подъемной силы в два-три раза на маленьких скоростях полета. Все это позволяет практически вдвое сократить дистанцию разбега и пробега, уменьшить минимальную скорость полета до 30–35 километров в час, – дает подробную характеристику своему детищу директор ФГУП «СибНИА имени С. А. Чаплыгина» летчик-испытатель Владимир Барсук.
В четверг бипланом еще управляли пилоты, а как беспилотный аппарат, по прогнозам разработчиков, он должен подняться в небо уже в 2024 году. Летающая лаборатория сможет без проблем преодолеть расстояние до 1 тыс. километров и перевозить около тонны грузов.
Очевидно, что беспилотная авиация, учитывая наши бескрайние расстояния и труднодоступные районы, может успешно решать очень многие сложнейшие социальные и производственные задачи. И прежде всего с точки зрения сервисно-транспортных услуг. Такие услуги необходимы нефтяникам и газовикам, лесникам и энергетикам, аграриям и спасателям.
Сергей Жвачкин,
губернатор Томской области
«Тайге» с благодарностью
Но это, повторимся, в ближайшей перспективе, а пока правовые аспекты использования беспилотников в томском и российском небе находятся в процессе обсуждения. И первое такое обсуждение на Томской земле состоялось в томской особой экономической зоне.
Глава региона заострил внимание на задачах проекта «Тайга», с которого в 2018 году в Томской области фактически стартовало развитие рынка беспилотников при поддержке Военно-промышленной комиссии России. Почти с первых дней проекта областные власти решают еще одну задачу – одновременного развития технологий и правовой базы.
– У нас в Томской области есть и разработчики беспилотных технологий, и заказчики услуг. У нас есть территории для тестирования инновационных разработок в рамках экспериментального правового режима. Сегодня мы видим: есть и понимание всех институтов – нужно делать следующий шаг, чтобы беспилотники в России выполняли не только оборонные и развлекательные функции, но и помогали решать практические задачи экономики и социальной сферы, – подчеркнул губернатор Томской области Сергей Жвачкин на межведомственном совещании.
Глава региона поблагодарил Минэкономразвития, Минтранс, Росавиацию и другие ведомства за поддержку проектов в сфере беспилотных технологий.
Перспективы развития этой сферы губернатор Сергей Жвачкин обсудил с заместителем министра экономического развития РФ Владиславом Федуловым, руководителем Росавиации Александром Нерадько, представителями компаний «Газпром нефть», «Сибаэрокрафт», «Почта России» и другими.
– Не сомневаюсь в успехе беспилотных технологий. Мой прогноз подтверждают и уже достигнутые результаты работы, и то, что все участники процесса собрались в нужное время в нужном месте, – подвел итоги совещания губернатор Сергей Жвачкин.
Автор: Татьяна Александрова
Фото: Евгений Тамбовцев, Игорь Крамаренко