Приоткрыть завесу секретности

Такова главная задача Общественного совета при УФСИН России по Томской области

Современное общество отличается серьезной демократизацией ранее традиционно закрытых силовых структур. С двухтысячных годов при силовиках в России создана масса различных общественных структур, призванных сформировать у населения объективную картину работы правоохранительных органов. И наш регион не стал исключением. 19 февраля 2004 года был создан Общественный совет при начальнике Управления исполнения наказаний Минюста России по Томской области, переименованный затем в Общественный совет при УФСИН России по Томской области. На днях он отметит свое двадцатилетие. О том, что сделано за эти годы, чем занимается Совет сегодня, «ТН» говорит с его председателем, заместителем директора Юридического института НИ ТГУ по научной работе Николаем Ольховиком.

Люди должны знать

– Николай Владимирович, что послужило предпосылками для создания двадцать лет назад возглавляемого вами сегодня Совета? Кто был его первым руководителем? Кто трудится в нем сейчас? С кем вы сотрудничаете?

– Известно, что общественные формирования придают открытость правоохранительной системе. Тем более, что «тюрьма» у нас всегда считалась одной из самых закрытых сфер. И это порождало массу нездоровых слухов, домыслов, откровенного негатива. Поэтому и было принято решение приоткрыть эту завесу секретности. Показать объективную картину того, что происходит в тюремной системе. И это решение дало свои плоды, и уголовно-исполнительная система стала намного прозрачней.

Кстати, в те годы только что созданный в Томской области Общественный совет был одним из первых в стране. Первым руководителем Совета стал известный томский правозащитник Борис Максович Крейндель, возглавлявший на тот момент «Комитет по защите прав человека». Он руководил советом практически до 2007 года. После него эстафету руководства «перехватил» я. Сегодня Совет состоит из десяти членов. Хотя за двадцать лет эта цифра несколько раз менялась. Сейчас из первого состава нашего Совета осталось только два человека – я и секретарь Совета Геннадий Постников, активно занимающийся социальным сопровождением несовершеннолетних, которое особенно успешно ведется на базе Воспитательной колонии №2.

Четыре члена совета являются еще и членами Общественной наблюдательной комиссии Томской области, занимающейся общественным контролем за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, в том числе и в учреждениях УФСИН. Мы активно сотрудничаем с этой комиссией. Обоюдный плюс от этого сотрудничества в том, что наш Совет получает от ОНК оперативную информацию о том, что где не так. А ОНК получает в виде нас еще площадку, на которой можно все это довести до руководства УФСИН. Обсудить системные сбои.

Каждый член Совета выполняет определенную роль. Его члены не служат на данный момент профессионально в системе УФСИН. Не получают за свою общественную работу зарплату. В наших рядах и преподаватели, и журналисты, и общественники, которые работают в различных социально-ориентированных организациях. Трудятся в Совете и ветераны уголовно-исполнительной системы, ветераны МВД. Особо хочу выделить Геннадия Васильевича Асташова, Сергея Петровича Сорокова и Сергея Евгеньевича Махова. Они активно ведут работу по воспитанию подрастающего поколения, занимаются патриотическим воспитанием и повышением престижа службы в уголовно-исполнительной системе. Результатом нашей деятельности становятся определенные исследования, которые выносятся на суд широкой общественности. В год публикуется не менее десяти работ, связанных с тематикой Совета. Причем, это не обязательно научные работы: монографии и статьи. Это и публицистика.

Взгляд со стороны

– А каковы основные задачи Совета? В чем смысл его работы? Нужны ли сегодня вообще подобные формирования при силовых структурах? Может быть, они только мешают работе? Не секрет, что такое мнение бытует среди населения.

– Я категорически не согласен с тем, что подобные советы, которые есть практически при всех силовых структурах, мешают их деятельности. Наоборот, мы дополняем их, выполняя массу задач, которые в силу тех или иных причин в полной мере пока не решены. Основные направления работы Совета – это своеобразный взгляд со стороны, это координация взаимодействий общественных объединений с учреждениями и органами УФСИН России по Томской области. Информирование общественности и средств массовой информации о его деятельности для формирования у жителей региона объективного представления об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания. Участие в разработке оптимальной модели ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, подлежащих пробации. Участие в обсуждении с органами государственной власти вопросов совершенствования нормативной правовой базы по соблюдению прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов уголовно-исполнительной системы, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах. Взаимодействие с Общественной наблюдательной комиссией Томской области. Распространение положительного опыта работы учреждений и органов УФСИН России по Томской области.

Мы не вмешиваемся непосредственно в уголовно-исполнительную деятельность. Мы смотрим на все, что происходит в уголовно-исполнительной системе с точки зрения прав человека, закона. Смотрим своими глазами. Согласитесь, одно дело, когда ты судишь о том, что происходит в системе УФСИН по книжкам, документам, кинофильмам и другое, когда сам идешь туда и общаешься с осужденными. Я, например, двадцать лет назад представлял, что осужденные отбывают наказание в так называемых «бараках», знакомых обывателю по сталинскому ГУЛАГу. Но когда стал посещать учреждения УФСИН, понял, что никаких бараков давно уже нет. Для осужденных созданы комфортные условия.

Рецидива станет меньше

– С 1 января этого года в России начал действовать Закон о пробации. Говоря о задачах Совета, вы упомянули этот термин. Насколько плотно Совет занимается этой проблемой?

-Действительно, пробация, то есть совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в том числе ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация, защита прав и законных интересов указанных лиц, является одним из направлений работы нашего Совета. Мер этих много. Это и помощь в трудоустройстве, в медицинском обеспечении, получении необходимого образования, восстановлении утраченных связей с родственниками, документов и прав на имущество. Проблемы дальнейшего включения осужденных в жизнь общества после освобождения начинают волновать их еще в период пребывания в исправительном учреждении. Нам часто приходится объяснять, как поступать что делать в той или иной ситуации. Ведь за период, пока человек находится в изоляции, мир «за пределами колонии» серьезно меняется. Много проблем снимается еще на стадии разъяснения. Одна из задач Закона о пробации в том и состоит, чтобы актуальные для осужденного вопросы решались еще до выхода его на свободу. Не были для него громом среди ясного неба после того, как он переступит порог «тюрьмы».

Результатом начала работы нового закона должно стать снижение уровня рецидивной преступности. На базе Юридического института НИ ТГУ проведено несколько исследований, посвященных рецидивной преступности осужденных и ее предупреждению. Они убедительно доказывают, что рассматриваемый показатель достигает по отдельным категориям освобожденных 60-80 %. Как следует из изученной нами практики, большинство рецидивистов (около 80%) после освобождения из мест лишения свободы не могут решить вопрос своего трудоустройства (53%), каждый третий по различным основаниям лишен жилого помещения. Он сталкивается с отказом в приеме на работу из-за отсутствия регистрации, и наличия судимости и многими другими проблемами. Поэтому нередко возвращается к уже знакомому криминалу.

– Кто должен заниматься пробацией? Только ли общественники? Ваш Совет открыт для всех желающих? В него может вступить любой?

– Закон определил довольно много субъектов пробации. В соответствии с законом пробацией должны заниматься федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; учреждения уголовно-исполнительной системы; государственные учреждения службы занятости населения; организации социального обслуживания. Органы местного самоуправления также вправе участвовать в процедурах пробации во взаимодействии с субъектами пробации. Могут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации, в том числе религиозные объединения.

Что касается нашего Совета, то мы открыты для всех. Готовы к сотрудничеству. И цифра в 10 человек – далеко не финальная. Любой дееспособный и ранее несудимый гражданин РФ, достигший совершеннолетия, может вступить в наше сообщество. Это дело добровольное. Единственное ограничение: поскольку мы все – таки имеем отношение к системе УФСИН, кандидатура будет рассмотрена его руководством.

Автор: Андрей Суров
Фото из архива героя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 3 =