Равнение на Кошарова

Творческий союз художников России обрел свои корни

Когда-то, в пору своего рождения и первых шагов, они называли себя Гильдией художников. И решительно, даже принципиально были не академичными. Их выставки смело можно было называть разГИЛЬДяйскими. В том смысле, что экспонаты и их авторы как будто намеренно эпатировали общественность своей непохожестью и сумасбродностью. Никаких границ и табу в выборе тем, жанров и материалов. Собственно, чопорности и сегодня у них нет. Но теперь они члены большого Творческого союза художников России (ТСХР). С 2020 года они серьезны. И повод, для того чтобы выставить лучшие работы, тоже нашли серьезный.

Тебе – через 140 лет

Очередную ежегодную выставку Творческий союз посвятил Павлу Кошарову, первому профессиональному томскому художнику. И его «первой» выставке. На афише указана дата – 3 октября 1882 года. Отсюда и название: «140 раз подряд». Отсюда же и скрытый посыл – желание выстроить свою «родословную» от Павла Кошарова, ученика Карла Брюллова и Ивана Айвазовского.

Однако Павел Чекчеев, нынешний председатель Томского отделения ТСХР, в торжественном слове неожиданно опроверг «датский» повод, указав на другую дату первой выставки – 1860 год. И был прав. Исторические документы подтверждают: не 140 лет назад, а 162 года назад Павел Михайлович Кошаров, выпускник рисовальных классов Академии художеств Санкт-Петербурга, прибывший в Томск в 1854 году, заложил традицию художественных выставок. А та, октябрьская в Томском реальном училище, была уже третьей по счету. Тогда учитель рисования и черчения организовал ее для учеников и выставил 30 своих работ, живописных и графических. В основном это были завершенные эскизы, сделанные с натуры во время путешествия по Алтаю. Позже они вошли в «Алтайский этнографический альбом».

Но дело не в круглой дате, а в памяти. Замечательно, что современные художники перекинули исторический мостик к Кошарову. Томск и вся Томская губерния обязаны этому сыну крестьянина Владимирской губернии тем, что сохранился облик губернского города и его окрестностей середины и второй половины XIX века в рисунках и литографиях. Кошаров работал в мужской гимназии учителем рисования и черчения, преподавал иконопись в Томской духовной семинарии, вел рисовальные классы в первом реальном училище. Принимал участие в экспедиции знаменитого путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского в качестве рисовальщика. Встречался с Ф.М. Достоевским, когда тот отбывал ссылку в Кузнецком остроге.

Если взглянуть на выставку «140 раз подряд» через призму Кошарова, то его графические и живописные работы в сравнении с представленными в экспозиции, что развернута в Первом музее славянской мифологии, кажутся эталонными. Прежде всего по части мастерства и художественного видения. Но, с другой стороны, сегодняшним мастерам кисти и резца есть с кого брать пример. Если же убрать ретроспективное увеличительное стекло, а взглянуть на представленные работы союза глазами человека эпохи цифровизации, то, кажется, что выставка вполне себе традиционная – «холст, масло», «смешанная техника», «карандаш», в жанрах преобладают пейзажи и портреты. Но при этом все они – отражение современной картины мира, более того: срез мышления художника нашего времени, очень конфликтного, в чем-то даже деструктивного, рассыпающегося на фреймы и пиксели, словом, далекого от гармонии.

Время высокой комедии

Экспозиционный центр выставки – скульптуры основателей Творческого союза, бывшей Гильдии – Леонтия Усова и Олега Кислицкого. Мастер резца Усов представил свою портретную галерею: Пабло Пикассо, А.С. Пушкин, Григорий Распутин, Николай II, а еще карикатуры в дереве: «Королевская пешка» и «Это раз». Мастер ироничных строк Кислицкий выставил эскиз своей мечты – не воплощенных в бронзе медведей, гуляющих по Томску. Эта идея родилась еще задолго до того, как была создана Гильдия, но все еще жива и в виде эскиза радовала глаз. К слову, на выставке представлена и ироничная живопись Олега Петровича. Его коровы, заблудившиеся в лесу, великолепны.

Из скульптурных портретов Усова интерес вызывают два: двойной Распутина и Александр Сергеевич с лорнетом. Новый, из лиственницы, Григорий Ефимович от сопоставления с давним портретом в композиции «Господи, спаси и сохрани Россию», может быть, и не вызывает священного ужаса, как и мысли типа sic transit gloria mundi (так проходит мирская слава), но все же заставляет задуматься, почему художник в 2022 году вновь вспомнил о трагической фигуре ХХ века? Распутин, мрачно взиравший на радостных участников вернисажа, казался одиноким злым гением России. Зато сегодня обращаешь внимание на карманные часы, что в центре старой композиции.

Какое ж время на дворе? По мнению того же Леонтия Андреевича, время высокой комедии (привет Мольеру и Фонвизину). Да, да, несмотря на тревожную сводку новостей, все-таки преобладает комическое в его гротескном выражении. О чем и свидетельствует название новой работы – «Пушкин, разглядывающий Кошкина». Так гласит этикетка. Но бегущая по основанию бюста надпись (будто вырезанные из дерева буквы решили открепиться от скульптуры и сбежать) утверждает другое: «Пушкин, разглядывающий Н.Ф. Ошкина». Что это? Литературная игра? Ху из Н.Ф. Ошкин? (Поисковик в интернете дает ссылку на реального предпринимателя Ошкина, живущего в Томске.) Да и Кошкин тоже непонятно кто. И тут ты видишь лукавый прищур Усова, который остается в воздухе, даже когда исчезает его обладатель, точно как улыбка Чеширского кота. Конечно, это пародия! Розыгрыш. Кстати, недавно в издательстве «Литрес» вышла книга «Волшебный стакан, или Пушкин и Кошкин». Автор просто призывает посмотреть на мир через лорнет Пушкина и увидеть, как некто превращается в пешку.

Вслед за белым кроликом

Пожалуй, смелее всех с современным сознанием и восприятием работает художник Е. Анциферова. Имя для автора этого репортажа новое, но привлекательное. Три ее работы, что открывают живописный ряд, весьма любопытны игрой с культурными кодами. На первой картине – «Инверсия сознания» – узнаваемая рука Бога с фрески Микеланджело «Сотворение Адама», три знаковых яблока и древо жизни. Стой, думай, разгадывай ребус времени. Два других холста – тоже интеллектуальная загадка для умного зрителя. Особенно любопытно приглашение «Следуй за белым кроликом», а на полотне изображено три кролика. Или один, но в трех проекциях.

Из новых членов союза можно отметить яркие, сочные полотна Олеси Заики, в ее колорите, сюжетах и манере писать угадывается перст учителя – Рафо Асланяна. Еще одно открытие – прекрасные городские пейзажи А. Гришкова. Они передают даже не внешний вид старых улиц и дворов, а воздух и запах томских улиц ранней весной и поздней осенью. Интересны пейзажи Ольги Двизовой – манера письма, скорее, мужская, мало сантиментов, но много точных, выверенных деталей уходящей томской натуры. Заинтриговали своей элегичностью и даже тоской деревенские пейзажи Ильи Яскевича. Пожалуй, только его три картины ближе всего к живописной манере Кошарова.

Противостоянием хаосу времени кажутся работы Галины Шароглазовой, выполненные в наив-ной манере. Ее томский триптих в теплом колорите создает образ уютного города, города, где хорошо влюбляться, дружить и создавать семью. Диптих «Влюб-ленные» и «Влечение» А. Белоус (еще одно новое имя) продолжает тему любви. Потрясает своей экспрессией, любовь, похоже, была бешеной.

Кричаще современными кажутся четыре живописные работы председателя союза Павла Чекчеева, выполненные в соавторстве с Константином Фоминым, «На войне нет атеистов». Два основных цвета – черный и красный – превращают живопись в плакат. Четырехчастное выражение страха – так можно охарактеризовать эти попытки высказаться на остро актуальную тему.

Графика представлена скупо – карандашные карикатуры Валерия Сенникова и акварели Сергея Иванникова на театральные темы (в шекспировском понимании театра). Еще один нераспространенный жанр – деревянная пластика, она выставлена в вит-ринах. Мифологические существа Александра Царегородцева, который недавно был принят в Творческий союз художников России, точно вписались в ауру Первого музея славянской мифологии.

Свое представление о выставке «140 раз подряд» можно составить, если посетить ее до 23 ноября.

Автор: Татьяна Веснина
Фото: Фото: Александр Рауш

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.