С новосельем, любимец Баха!

Томская филармония получила в подарок цифровой орган

Когда творят большие мастера, на сцене нередко рождается чудо. Подобное волшебство случилось не так давно – 30 августа, когда в Большом концертном зале областной филармонии проходил юбилейный концерт Томского академического симфонического оркестра. Вместе с томскими музыкантами выступал народный артист России Денис Мацуев. Винов­ники торжества тонули в заслуженных комплиментах и задаривались щедрыми подарками.

Среди приглашенных гостей был и заместитель губернатора по территориальному развитию Анатолий Рожков. Поздравляя юбиляров от имени главы региона Сергея Жвачкина, он вручил директору Томской государственной филармонии ­Наталии Чабовской сертификат на приобретение мобильного электронного органа.

– Жители нашей области уже привыкли к прекрасной симфонической музыке. Но слушать органную музыку могли только томичи и гости города. Губернатор решил исправить эту несправедливость. Уникальный инструмент теперь будет звучать везде! – заметил тогда вице-губернатор, вручая документ.

Двух месяцев не прошло, как этот сертификат материализовался в реальный инструмент. В понедельник, 22 ноября, в БКЗ с нетерпением ожидали долгожданный груз. После обеда автомобиль с логотипом известной транспортной компании доставил его по месту прописки. Сначала в зал заносились небольшие коробки с акустическими колонками, и лишь потом рабочие взялись за самый большой вес.

– Аккуратнее, аккуратнее держите! – шестеро жилистых грузчиков бережно перехватывали ремни, переставляя дорогостоящий груз к месту назначения на сцене БКЗ.

Спецзаказ из солнечной Италии

Сегодня лучшие цифровые органы изготавливают итальянцы и голландцы. Инструмент, который пополнил музыкальный «парк» Томской филармонии, был изготовлен по спецзаказу в Италии на фирме Viscount. К слову, его старший брат звучал здесь как раз во время юбилейного концерта в августе. Тогда его брали напрокат в ТГУ. Цифровой инструмент намного компактней, чем классический орган. Он весит 320 килограммов без акустической системы, а его корпус выполнен из сосны.

Первые цифровые органы появились в прошлом веке, сделав короля инструментов более доступным для любителей музыки. Прежде всего потому, что электронная модель стоит на порядок дешевле классического аналога. Во-вторых, цифровой орган прост в эксплуатации и в отличие от духового собрата не требует регулярного ухода, создания определенного температурного режима и настройки. Он мобилен, что позволит в перспективе включать его в гастрольные поездки.

Покупкой трехмануального цифрового органа поставлена яркая точка в списке музыкальных инструментов, приобретенных в этом году по распоряжению губернатора: к 75-летию филармонии и оркестра Сергей Жвачкин выделил 50 млн рублей. На эти средства были закуплены около двух десятков новых музыкальных инструментов, в том числе большая педальная арфа, флейта-пикколо, тромбон-альт, гобой, кларнеты, контрафаготы, тубы, валторны, контрабасы, а также новая одежда сцены и занавес.

В юбилейный год Томский симфонический оркестр выступил с концертами в Москве и Санкт-Петербурге. Но главное, отмечает 75 лет вместе с жителями нашего региона – в Томске и в нашей глубинке. Мы возродили гастроли оркестра в районы области и продолжаем их в юбилейный год. Надеюсь, эпидситуация в новом году поз­волит нам воплотить в жизнь все творческие планы. Эпидемии приходят и уходят, а искусство и музыка – вечны!

Сергей Жвачкин,
губернатор Томской области

Почувствуйте разницу звука

– Наш инструмент – из топовой серии, его собирали в течение месяца по самым передовым технологиям цифрового органостроения, – представляет новосела после распаковки заместитель директора по цифровизации Томской филармонии органист Дмитрий Ушаков. – Подобные технологии позволяют использовать электронные органы наряду с их духовыми собратьями на концертах с симфоническим оркестром, в различных ансамблях и для сольных выступлений. По своим выразительным возможностям цифровой инструмент нисколько не уступает классическому, разница лишь в способе воспроизведения звука.

По словам томского органиста, сравнивать традиционный (духовой) и электронный органы некорректно. Еще 15–20 лет назад бытовало мнение, что цифровой инструмент является лишь имитацией, но практика доказывает обратное. Сегодня даже самые именитые российские и зарубежные органисты абсолютно на равных играют и на «цифре», и на духовом органе, не наблюдая никакого урона в качестве звука.

3,2 млн рублей стоит цифровой орган.

– У первого инструмента – классической конструкции – звук извлекается при помощи труб. Второй – с современной электронной начинкой и программным обеспечением – звук не производит, а воспроизводит, – подробно разъясняет Дмитрий Ушаков. – Каждая клавиша и педаль цифрового органа в точности повторяют звук аналогичной клавиши и педали органа духового. Добиться такого эффекта позволяет технология сэмплирования – запись образцов звучания настоящего музыкального инструмента. Она хороша тем, что дает максимально реалистичное, а не искусственное звучание.

Презентация новосела состоится 22 декабря в Большом концертном зале филармонии при участии Томского академического симфонического оркестра. Свои партии на новом инструменте исполнят лучшие органисты России – Евгения Кривицкая (Москва), Даниэль Зарецкий (Санкт-Петербург), Андрей Бардин (Красноярск), Наталья Багинская (Новосибирск), Елена Шевченко (Кемерово), Дмитрий Ушаков (Томск).

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 20 =