Смотрим, слушаем, думаем…

Выходя на улицу, будь готовым к опасности

В ГИБДД Томской области бьют тревогу. За неполный месяц этого года на дорогах и улицах региона уже погибло пять пешеходов. Хватает и травмированных. Отчего гибнут и калечатся пешеходы? Случайность ли это? Какие меры нужно предпринять, чтобы жертв и пострадавших стало меньше? Об этом «ТН» говорит со старшим инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения Управления ГИБДД УМВД России по Томской области капитаном полиции Ниной Костыговой.

Я – главный!

– Нина Александровна, на ваш взгляд, пятеро погибших под колесами авто за неполный январь – это случайность или здесь есть какая-то закономерность? Все-таки для нашего региона цифра значительная.

– Мне сложно делать вывод о какой-то закономерности относительно приведенных цифр. Каждый новый год они разнятся. Но проблема безопасности пешеходов действительно назрела. Например, за прошлый год в регионе всего погибло 17 пешеходов. В этом – за неполный месяц – уже пять. Стоит задуматься. К тому же у нас еще очень много случаев с травмированием пешеходов. Приведу свежий пример. 22 января этого года автомобиль под управлением 32-летней женщины совершил наезд на девятилетнего мальчика, переходившего проезжую часть вне пешеходного перехода в зоне его видимости. Или можно вспомнить другой недавний случай: 19 января пенсионер за рулем легковушки сбил девушку на «зебре» на Богашевском тракте.

Наши специалисты анализируют причины, по которым происходят подобные случаи и сделали некоторые выводы. Выработали рекомендации. Начнем с психологии, с того, что у многих пешеходов уже укоренилось мнение о том, что они всегда правы, что, конечно же, не верно. Может быть, причины этого кроются в том, что еще с девяностых годов прошлого века в рамках общеевропейской тенденции Госавтоинспекция начала делать упор на, скажем так, отстаивании прав пешеходов, которые до этого сильно ущемлялись воителями. Вспомните, дороги советского и раннего постсоветского периода. Кто у нас тогда из автомобилистов пропускал пешеходов на «зебре»? Практически никто. Сейчас же это правило, выполняемое большинством водителей. Но посмотрите, как сегодня переходят, например, регулируемые пешеходные переходы в большинстве своем молодые люди? Только загорается зеленый сигнал, и они тут же вступают на «зебру», вообще не смотря по сторонам. Остановились автомобили, не остановились – все равно. Хотя даже в ПДД сказано, что при переходе пешеходного перехода человек обязан убедиться в своей безопасности. А если гололед и авто просто не в состоянии оперативно затормозить перед светофором? Или водителю стало плохо? Или он просто зазевался? Призываю задуматься над этим. Мы не можем обезопасить каждого пешехода, но каждый может и должен позаботиться о себе и своих близких.

Витают в облаках

– Раз уж мы упомянули молодежь, всплывает и еще одна серьезная проблема. Пользование всевозможными электронными гаджетами. Часто можно наблюдать за тем, как по тротуарам и пешеходным переходам идут молодые люди в наушниках. Слушают музыку или болтают без умолку по телефону. Говоря простым языком, они мало что слышат и видят вокруг. О какой безопасности здесь может идти речь?

Учитывая все это, мы выработали некое универсальное правило для перехода проезжей части, которым рекомендуем руководствоваться всем: смотри по сторонам, слушай улицу и думай о том, хватит ли мне времени на переход улицы. С этим тоже у многих есть проблемы. Пока не все светофоры оборудованы таймерами и если ты не видел момент, когда для тебя загорелся зеленый сигнал светофора, не начинай движение. Потому что в любой момент сигнал светофора может переключиться на запрещающий.

– А что у нас со старшим поколением? Знаю, что и с этой категорией все не так просто?

– Два человека из пяти погибших, о которых уже упоминалось – это пожилые люди. Один из них 81-летний мужчина, который перебегал проезжую часть в неположенном месте и 83-летняя женщина. Мы постоянно проводим рейды, посвященные безопасности пешеходов и довольно часто сталкиваемся с переходом проезжей части в неположенном месте людьми в возрасте. Когда спрашиваем, почему они это делают, как правило, звучит ответ:

– Я же вижу машины вокруг, следовательно, и автомобилисты меня видят, значит, объедут если что.

Хочу пояснить, что автомобилисты не всегда замечают пешеходов в нужный момент. Ведь водитель находится в сидячем положении, следовательно, уровень глаз у него ниже, чем у стоящего человека. Вообще пожилые люди грешат тем, что считают, будто их преклонный возраст дает право действовать, как им хочется. Плюс к тому, наше извечное русское авось. Часто люди оправдывают свои опасные действия тем, что до пешеходного перехода им идти слишком тяжело. Особенно пожилым. Причем речь идет не о километрах. Иной раз нужно пройти лишь десяток метров. Нередко переход находится в пределах видимости. Но нет! А перебегать четыре полосы дорожного полотна какого– нибудь проспекта в час– пик – не тяжело! К тому же, не будем забывать, что со старших пример берут дети. Чему они в этом случае научатся?

Светитесь, как новогодняя елка

– Кстати, о детях. В Томске всегда были сильны традиции, касающиеся деятельности ЮИД – юных инспекторов движения. Сам прошел эту школу. Какую работу с молодыми пешеходами вы ведете сегодня, дабы привить им культуру правильного поведения на улице?

– Действительно, работа с детьми, подростками была сильной стороной Госавтоинспекции нашего региона ещё с советских времен. И она не прерывалась никогда, даже в непростые девяностые годы. Эта деятельность выстроена поэтапно, начинается с яслей и продолжается в школах, куда направляются сотрудники ГИБДД. В каждом районе города и области существуют инспекторы по пропаганде безопасности дорожного движения, которые этим занимаются. Ведь общеизвестно, что чем раньше по возрасту начинается обучение чему либо, тем лучше. И ПДД (правила дорожного движения), не исключение. Отряды ЮИД существуют и сегодня. Во многом это заслуга областного департамента образования. Определен специальный календарный план мероприятий. Педагоги, которые там работают, проходят специальные курсы. Есть и городской, а так же районные штабы ЮИД. Кстати, многие ребята, занимавшиеся в таких отрядах, потом становятся инспекторами дорожного движения. Так что с детьми у нас в регионе, в плане безопасности на дорогах, ситуация более-­менее нормальная. А вот со взрослыми все гораздо сложнее.

– В последнее время много пешеходов попадает под колеса в темное время суток. Почему?

– Основная причина – заметность людей на тротуарах, проезжей части. Точнее, ее отсутствие. К сожалению, зимой томичи одеваются в темную одежду, которая в свете фар плохо заметна. Поэтому настоятельно рекомендую приобретать световозвращающие элементы и крепить их на одежду. Они ничуть не портят внешний вид, не мешают, но многократно увеличивают вашу заметность на дороге. Обратите внимание, в своих пресс– релизах, касающихся ДТП с участием пешеходов в темное время суток, мы всегда отмечаем, были ли световозвращающие элементы на одежде таких томичей. Это важно.

Сегодня такие элементы продаются во всех супермаркетах и стоят копейки. Мало того, они продаются даже там, где мы совсем их не ожидаем встретить. В обувных магазинах, магазинах, торгующих сумками, бытовыми мелочами. Это специальная лента, которую можно наклеить, например, на капюшон куртки, если вы стесняетесь, и она будет совсем незаметна окружающим, но будет светиться в свете фар. Всевозможные брелоки, игрушки, наклейки, нашивки, значки. Главам семейств советую обеспечить такими элементами всех членов семьи. Не только детей, но и бабушек, дедушек, не надеясь на то, что они сделают это сами. Не сделают. В конце концов, если вы не знаете, где продаются световозвращающие элементы, можно обратиться к любому сотруднику ГИБДД с этим вопросом. Он вам все расскажет.

Надо отдать должное и самим производителям одежды, обуви. На данный момент очень много такой продукции со световозвращающим эффектом производится фабрично. Например, у моего маленького сына есть куртка, которая в свете фар светится вся и на нее вообще ничего не нужно наклеивать. Даже для домашних животных существуют специальные световозвращающие жилеты.

Призываю томичей быть внимательнее на улице. До всех должно дойти, что, образно говоря, спасение утопающих, дело рук самих утопающих. Да, мы – Госавтоинспекция мы учим, мы рассказываем, предупреждаем и даже наказываем в каких-то случаях. Но прилагать определенные усилия в плане собственной безопасности нужно и самим пешеходам. Не надейтесь на авось. Сделайте всё возможное, чтоб беда не пришла в ваш дом.

Автор: Андрей Суров
Фото пресс-­службы ведомства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − десять =