Владимир Лабенский, замдиректора Дворца творчества детей и молодежи г. Томска

Владимир Лабенский:
о том, как научить детей Родину любить

Владимир Лабенский, замдиректора Дворца творчества детей и молодежи г. Томска, заслуженный учитель РФ:

Владимир Лабенский, замдиректора Дворца творчества детей и молодежи г. Томска
Владимир Лабенский, замдиректора Дворца творчества детей и молодежи г. Томска

– Идея показывать школьникам лучшие фильмы на уроках отличная. Но просмотр художественных лент не может заменить собой систему патриотического воспитания школьников, которая, на мой взгляд, сегодня в России отсутствует. Есть лишь отдельные попытки людей, понимающих значимость патриотического воспитания, сохранить эту систему. Так, например, руководству Дворца творчества детей и молодежи пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы Пост № 1 продолжал работу. И только спустя годы выживания удалось заручиться поддержкой властей – была принята городская программа воспитания и дополнительного образования «Память».

Не хотелось бы возлагать вину на власть, но мне кажется, что сегодня у нас на верху не понимают, что такое патриотизм. Он заменен либо местническими интересами, либо интересами отдельных социальных и партийных групп. А без восприятия этих идей взрослыми полноценное патриотическое воспитание детей невозможно. Ведь даже если педагог хочет посвящать этому делу силы и время, но не видит, где ребята могут реализовать свою общественно значимую и социально-полезную активность, работа теряет смысл. Если педагог будет призывать: «Родина! Любить! Патриотизм!», а в повседневной жизни эти качества не будут цениться, то лучше уж совсем не говорить об этом.

В идеале патриотическое воспитание должно складываться из нескольких элементов: знание фактов истории, культуры, традиций, понимание их значения и возможность проявить свои знания в особой обстановке, которая позволяет реализовать себя и получить общественную оценку своих действий. Сегодня школьники чаще всего затрудняются ответить на простые вопросы. Ученики 6-7-х классов не могут сказать, кто такой Ельцин. Дети постарше не знают имен полководцев Великой Отечественной войны. А что уж говорить о войне 1812 года… Проявить эти знания сегодня тоже практически негде. Да и возможности выразить свою любовь, готовность защищать Родину, уважение к старшим чаще всего не предоставляются. Вот и получается, что даже неглупые, активные ребята, возвращаясь с летней площадки в Лагерном саду, позволяют себе жарить шашлыки около Вечного огня. Для них просто не представляет ценности ни монумент, ни трепетное отношение старших к тому месту и к тем событиям, которые отражают историю страны.

Можно нести вахту памяти у Поста № 1, смотреть фильмы, петь, танцевать – если это будет искренне, то оставит необходимый след в сознании, в душе ребенка. И тогда можно надеяться, что чувство патриотизма и любви к Родине будет сформировано.

Министр культуры Владимир Мединский поручил подчиненным составить список 100 лучших фильмов всех времен и народов, подчеркнув, что в списке должны преобладать ленты отечественного производства. Инициатором новшества выступил председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, предложивший начать в 6-7-х классах преподавание курса «100 лучших фильмов», одна из задач которого – патриотическое воспитание школьников.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 4 =