Станция переливания крови в годы войны выполнила свой долг

Анатолий алексеев

SAM_0438

Понятие «кровь» даже согласно строгому определению физиологии звучит парадоксально – это жидкая ткань организма. Голубая, благородная, дурная, горячая, высокая – кормит и греет, выводит шлаки и защищает от болезней. Кровь феноменальна, потому что помимо выраженных и изученных свойств имеет то, что выходит за рамки суммы всех ее качеств. Она кроме своих многочисленных функций несет жизнь, потеря ее фатальна для человека. Кровь знает больше человека и помнит сокровенные тайны мироздания, как выразился великий мистик и писатель Максимилиан Волошин. Ею пишут, клянутся, ею искупают, смывают позор…

Во всех природных катаклизмах, войнах и революциях люди погибали скорее не от ран, а от потери крови. Во время Великой Отечественной войны умершие от кровопотери составили 50% от всего числа погибших, в том числе 30% – в госпиталях. Потерять 2,5 литра для бойца массой тела 70 кг – смертельно. Потому задача восстановления ее необходимого объема через механизм переливания донорской крови была всегда насущной и востребованной.

Донор – значит дающий

information_items_10076614Переливать кровь для спасения людей в России стали еще в XIX веке. Но единичная практика превратилась в массовую только во время Первой мировой войны, иначе потери солдат на поле боя были бы слишком велики. Именно тогда, понимая важность задачи, стали решать серьезные научные проблемы консервации, транспортировки и отбора доноров. Научные разработки врачей привели к появлению специальных институтов по изучению крови, обросли методическими требованиями, получили принципы, которые работают до сих пор.

К началу Второй мировой вой­ны Советский Союз располагал мощной сетью учреждений службы крови (НИИ в Москве и Ленинграде, большим количеством оснащенных станций переливания крови по стране). А главное – миллионами доноров и абсолютным общественным убеждением, что сдача крови обязательно спасет кому-то жизнь.

В Томске эксперименты с кровью стал проводить профессор Андрей Савиных, создав первый за Уралом донорский кабинет. Так что первыми сибирскими донорами стали его восемь помощников, и среди них профессора Клавдия Зиверт, Ангелина Серебрякова, доцент Покрышкин и операционная сестра Фишман – они сдавали по 350–400 мл по 8 раз в год.

Работа шла успешно, а значимость и важность дела позволили вскоре через реорганизацию создать уже областную станцию переливания крови.

Во время войны станция под руководством главврача Ангелины Серебряковой состояла из двух отделений. Второе пришлось открыть в малоприспособленном подвале бывшей следственной тюрьмы НКВД на пр. Ленина, 42, оттого, что уже в первые месяцы войны стали поступать раненые с повреждениями центральной и периферийной нервной системы, легких и органов брюшной полости, позвоночника, костей таза, бедра и крупных суставов, с тяжелейшими ожогами, и большинству нужна была кровь. Более того, тонны крови требовались на фронте. Помимо этого, станции пришлось снабжать еще и госпиталя Кемеровской области.

Простые истины

Елена Петраковская, студенткой познавшая все тяготы тыловой работы в помощь фронту, затем четверть века возглавлявшая станцию после войны, рассказала, что, к чести томичей, особых проблем со сбором крови не было – донорство сразу стало распространенным явлением. Хоть и проводилась пропаганда донорства путем выступлений на радио, а также чтением лекций, но в этом не было особой нужды. Такие лекции заканчивались обычно массовым определением группы крови у всех присутствующих и последующей донацией. В дальнейшем агитировать за дачу крови уже не приходилось. Томичи – все, кому позволяли врачи, – сдавали кровь. Каждый четвертый из почти 200 тыс. жителей города и предместья стал донором. Многие отдавали свою кровь безвозмездно, другие вносили значительную часть причитающихся им средств в фонд обороны.

Согласно финансовому отчету томского горздрава по исполнению бюджета, за военные годы станция всегда имела большую экономию, таким образом сберегая деньги для нужд фронта. На станции переливания крови использовались томские разработки, были внедрены передовые технологии заготовки гемоконсервантов, проводилось тщательное клинико-лабораторное обследование доноров. Томскими учеными во главе с профессором Савиных, подготовившим книгу по военно-полевой тематике «Переливание крови», было выполнено большое число научных работ по организационным и научным разделам проблемы донорства. Они касались морфологических и химических изменений крови доноров, изучения у них обменных процессов, гемодинамических показателей и ряда других вопросов. Но и прикладной аспект не был забыт. В октябре 1941 года знаменитым Томским комитетом ученых было поручено двум профессорам – медику Савиных и физику Кузнецову срочно найти пути решения вопроса о рациональных методах транспортировки крови. И такое решение было найдено. Вскоре были сконструированы контейнеры для переноски крови в полевых условиях, в том числе томское ноу-хау – ящик для транспортировки на мотоцикле.

По воспоминаниям Екатерины Балуевой, которая, будучи студенткой мединститута, работала в госпитале ЭГ 1229 для раненых с ампутированными конечностями, когда экстренно была нужна кровь, персонал сдавал свою, но в обычных ситуациях недостатка в крови не было. Сколько заказывали на станции переливания, столько и приходило консервированной крови. Работа станции была так четко поставлена, что дефицит крови не возникал.

Впрочем, по всей стране к донорству относились как к почетной обязанности. Надо сказать, что за годы войны в стране добровольно сдали кровь 5,5 млн человек. Их число год от года росло: если в 1942-м в действующую армию было направлено 140 тыс. литров крови, то в следующем – уже 250 тыс. литров, только в Томской области в 1944 году, на излете войны, в год было сделано 2 423 переливания.

Нельзя не упомянуть, что вермахт тоже широко использовал переливания, только кровь фашисты насильно изымали у заключенных в концлагерях или, как у воспитанников Таганрогского детского дома и узников латышского лагеря Саласпилс, безжалостно выкачивали целиком.

За все годы войны в Томске на излечении находилось более 100 тыс. тяжелораненых солдат и офицеров, и большую часть из них удалось вернуть в строй или к трудовой жизни. И заслуга специалистов-медиков здесь неоценима.

Помимо заготовки донорской крови на базе Томской станции переливания крови в самые тяжелые военные годы не прекращалась научная работа, проходили обучение студенты-медики, работал студенческий научный кружок, проводились курсы повышения квалификации для средних медицинских работников и врачей Сибири и Дальнего Востока.

Много десятилетий прошло со дня Победы. Сегодня Томский региональный центр крови – один из ведущих учреждений России среди аналогичных организаций. Оснащенный по последнему слову техники, имеющий первоклассный персонал, он профессио­нально выполняет свою основную задачу – спасает людей.

Согласно инструкции 1928 года от народного комиссара здравоохранения РСФСР Николая Семашко по применению лечебного метода переливания крови максимально допустимый объем забираемой крови не более 1%  от массы тела, а для исключительно здоровых людей – 1,25%.

Евгений Малый, главный вне­штатный трансфузиолог Департамента здравоохранения Томской области, главный врач ОГБУЗ «Томский региональный центр крови»:

– Современный этап дея­тельности учреждений службы крови в Российской Федерации характеризуется внедрением новых технологий донорства, заготовки крови и ее компонентов, обеспечения их качества и безопасности на самом высоком уровне. На сегодняшний день служба крови страны – это ключевая стратегическая служба здравоохранения Российской Федерации, обеспечивающая оказание своевременной трансфузиологической помощи (заготовка и переливание крови, ее компонентов) как в мирное время, так и при чрезвычайных ситуациях. И наш Томский региональный центр крови в полной мере решает эти задачи с применением всех доступных на сегодняшний день средств, обеспечивая медицинские учреждения города и области качественными и безопасными компонентами донорской крови.

SAM_0437

ЦИФРА

> 9,5 тыс. доноров насчитывается в Томской области. 97% из них – безвозмездные.

ЦИФРА

15 200 литров крови заготовлено в области за 2014 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 1 =