Талант рождается в труде

Томич Андрей Копаница стал финалистом заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников

Зеленый свет от «идеального математика»

В конце марта в Новосибирске завершился заключительный этап математической олимпиады им. Л. Эйлера. По итогам двух соревновательных туров Андрей Копаница, представляющий Томскую область на этой престижной математической олимпиаде, был признан лауреатом 2-й степени. Он показал лучший результат среди участников из республики Бурятия, Алтайского и Красноярского краев, Иркутской, Курганской, Новосибирской, Омской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей.

Олимпиада не случайно носит имя Леонарда Эйлера – великого ученого XVIII века. Если в предыдущем столетии таким был Исаак Ньютон, то следующий век, по мнению исследователей, бесспорно, принадлежит Эйлеру (1707–1783). Он предложил и разработал основные разделы современной математики – вариационное исчисление, теорию функций комплексного переменного, аналитическую теорию чисел, теорию специальных функций.

Леонарда Эйлера и по сей день многие ученые называют «идеальным математиком» – в фокусе его исследований были теория Луны, диоптрика, теория чисел, натуральная философия и различные прикладные науки. К слову, часть своей жизни ученый провел в России.

Если говорить в целом, математическая олимпиада имени Леонарда Эйлера направлена на популяризацию математики и на развитие математического образования. Она проводится для учащихся восьмых классов в качестве замены Регионального и Заключительного этапов ВСОШ по математике. Олимпиада Эйлера ежегодно собирает тысячи школьников из России и зарубежных стран, где сформированы Национальные оргкомитеты для проведения интеллектуального состязания. Уровень её заданий сопоставим с заданиями Всероссийской олимпиады по математике, только рассчитанный на знания восьмиклассников.

Томский самородок

14-летний томич Андрей Копаница участвует в математической олимпиаде второй год подряд. Подросток находится на семейном обучении, поэтому учится по индивидуальной программе.

О своем участии в олимпиаде он рассказывает довольно сдержанно:

– Задания были такие же, как и в прошлом году. На их выполнение давалось четыре с половиной часа. И так два дня. К олимпиаде меня готовил Виктор Валерьевич Мигрин, учитель математики физико-математического лицея № 239 из Санкт-Петербурга (этот лицей стал преемником первой физматшколы в Советском Союзе – прим. ред.).

Андрей знает, кто такой Леонард Эйлер и использует его методы с 4 класса. Помимо недавнего успеха, на счету юного томича немало значимых побед и призовых мест в других Всероссийских математических олимпиадах. Среди них – «Ломоносов» МГУ, Олимпиада СПбГУ, олимпиада «Формула единства», олимпиада ЮМШ.

Подросток участвует в них с 11 лет, а интерес к математике стал проявляться в три года, когда он смог освоить простые арифметически действия. В шестилетнем возрасте мама записала сына в заочный кружок при губернаторском физико-математическом лицее № 30 Санкт-Петербурга. А через пять лет, с 2020 года, Андрей стал дистанционно заниматься с педагогом Виктором Мигриным. Юный математик не забывает и про своих томских школьных учителей. Он всегда с теплотой рассказывает о том, как опекали его Анна Владимировна Мигачева и Нина Кузьминична Кишкина.

Драмкружок, кружок по фото…

Общаясь с Андреем, выяснилось, что его успехи и достижения на математическом поприще – не единственные. Не менее значимы его глубокие увлечения музыкой и шахматами.

С трех лет мальчик стал заниматься музыкой в творческой студии под руководством Надии Лобановой, сейчас берет уроки по классу фортепиано у Наталии Петровой в отделении начальной музыкальной подготовки Томского музыкального колледжа им. Э.В. Денисова. Андрей Копаница является лауреатом и дипломантом престижных музыкальных конкурсов. В 2022 году он стал стипендиатом благотворительного фонда «Новые имена», президентом которого является Денис Мацуев, приняв участие в Гала-концерте.

– Почему выбрал именно фортепиано? Не знаю, так получилось, хотя голос скрипки мне нравится больше. Я и скрипкой занимался три года, – рассказывает о своей любви к музыке одаренный подросток. – На своем первом выступлении, на новогоднем концерте, я исполнил песенную композицию «Форель» Шуберта. Мне тогда было пять лет. А на концерте стипендиатов фонда «Новые имена» играл Баха.

Если азы математики и музыка вошли в жизнь юного вундеркинда с трех лет, то с шахматами он впервые познакомился и стал серьезно изучать их с пяти лет. Сначала Андрей занимался в городском Дворце творчества детей и молодежи у Михаила Юрьева, позже перешел к Сергею Аришину, который тренирует его до сих пор. А с Артуром Цыдендамбаеввым занимается онлайн.

.В копилке юного интеллектуала немало побед и призовых мест на различных первенствах и первый взрослый разряд по шахматам.

– Азарт, живой соперник, возможность переключиться с учебы, математики и музыки, отдохнуть, пообщаться с друзьями-шахматистами, – отвечает Андрей Копаница на вопрос о том, что привносят в его жизнь шахматы. – И, конечно же, различные достижения – разряды, рейтинг, призовые места, медали.

По словам его мамы, Жанны Рабинович, Андрей пропустил недавнее первенство города по шахматам, сказав тренеру, что участвует в олимпиаде. А о том, что она носит Всероссийский статус и что это был финал, где он занял второе место, умолчал.

Кстати, параллельно с олимпиадой в Томске проходил V Всероссийский конкурс молодых пианистов имени Феофании Тютрюмовой, основательницы первой городской музыкальной школы. И его Андрею тоже пришлось пропустить.

 

Андрей Копаница стал призёром заключительного этапа Всероссийской математической олимпиады имени Леонарда Эйлера для восьмиклассников. Лауреат второй степени!
Уровень трудности этапов олимпиады имени Леонарда Эйлера соответствует сложности Всероссийской математической олимпиады, заключительные этапы которой проводятся только для учащихся 9-11 классов.
Желаем удачи талантливому томичу, его учителям и родителям! Всё еще впереди! Томские – повод для гордости!

Наталия Киселёва,
заместитель губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровизации

 

Творческий отдых и работа

При таком ритме жизни и обилии занятий сам собой напрашивается вопрос об отдыхе. Знаком ли подросток с таким словом, как «каникулы»? И вообще, как строится его обычный день?

– День зависит от того, какие есть занятия – оффлайн или онлайн. Бывают такие дни, когда ухожу утром в музыкальную школу, в обед полтора часа перерыв, и снова там занятия до 17 часов, а в 18 часов уже шахматы во Дворце творчества и молодежи. Успеваю домой только заехать, чтобы пообедать. Возвращаюсь назад в девять вечера, – приводит примерный распорядок своего учебного дня Андрей. – В среднем, в день получается три часа фортепиано, три часа математики и два часа шахмат самостоятельных занятий.

Паренёк признается, что из общеобразовательных предметов ему нравится физика и биология. И совсем не нравится школьная математика. Такой вот парадокс!

Тем не менее, и у вундеркиндов тоже бывают каникулы и дни отдыха. Правда, проходят они не так традиционно, как у большинства школьников.

– В выходные часто проходят турниры по шахматам. В каникулы, особенно летние, тоже практически всегда организуются хорошие турниры по шахматам, много выездных. На два-три турнира получается съездить. Летом нужно еще разобрать программу по фортепиано на следующий учебный год. Если приезжают друзья, играем в футбол. На велике, бывает, с другом по городу катаемся.

По словам его мамы, она с осторожностью говорит о таланте сына.

– Не знаю на счет таланта, но что это труд адский, вижу каждый день, – признается Жанна Игоревна. – Помню, как его педагог по математике, Нина Кузьминична Кишкина, когда готовила Андрея, говорила, что он гений, но он такой не один. В Томске много талантливых детей, их только надо выявлять и поддерживать. Она называла детей гениями, когда те справлялись с трудной задачей. В нашем случае – это упорство Андрея. Ему много раз предлагали оставить что-то одно, ведь трудно так, да и достичь можно большего, если взять одно направление. Но Андрей ничего бросать не хочет. Он уже уходил из шахмат. Но все равно все свободное время играл в шахматы онлайн. Уговорили вернуться, пусть лучше «вживую» играет. Эдисон Денисов же учился параллельно и в училище, и в университете на факультете математики, Андрей рассматривает возможность повторить его «подвиг». Хотя наш педагог по музыке (Петрова Наталия Николаевна) говорит, что сейчас так не получится, слишком большая нагрузка.

* * *

На вопрос о том, кем себя видит юный гений, Андрей Копаница отвечает так:

– Не знаю, наверное, математиком. Профессиональным музыкантом или шахматистом я пока быть не хочу, на данный момент, по крайней мере. Но заниматься музыкой и играть в шахматы буду, наверное, всегда.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото: cайты организаторов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − три =