Теплый стан

Как мастерица из Кожевникова пришла к домашнему ткачеству

В нашей области немало мастеров, возрождающих старинные промыслы. Гончары, кузнецы, берестянщики, швеи, вышивальщицы… А вот ткачеством занимаются единицы. Ремесло это считалось чисто женским и непростым. Чтобы овладеть навыками работы на ткацком станке, требовалось усердие, старание и годы занятий.

Выбрать нити на узор

На Руси вытканная из окрашенной в разные цвета льняной, пеньковой или хлопчатобумажной пряжи пестрядь шла на рубахи, юбки, фартуки. Например, крестьянки очень ценили пестрядь, вытканную не в полоску, а в разноцветную клетку. А полотно из толстых цветных крученых нитей шло на половики.

У богатых крестьян весь пол устилался разноцветными домо­ткаными дорожками, бедняки же ткали так называемые изгребные половики, для которых нити прялись из остатков льна.

Изяществом рисунка отличались брани – скатерти узорного тканья. Нарядными считались те, что были вытканы на льняном утке бумажными нитками разных цветов, в основном с геометрическим рисунком. Края скатерти часто украшали кистями.

Излюбленными цветами народных мастеров были красный, синий, зеленый, коричневый всех оттенков, употреблялись желтый и лиловый. Яркой красочностью, декоративностью отличались стеновые полотенца, которые вешали в красном углу с иконами, в округ портретов, зеркал.

Тепло золотых рук

Еще совсем недавно жительница села Кожевниково Наталья Ботева работала учителем начальных классов, но ей было тесно в школьной среде. Решение уйти на вольные хлеба далось непросто – перевесило желание творить.

Наталья Владимировна искусно владеет навыками макраме, вязания, тамбурной вышивки, когда используется не игла, а крючок. Постигла она и секреты люневильской вышивки (французской), которая относится к категории высокой моды. А еще сельская мастерица умеет работать в старинной технике «сажение по бели», когда жемчуг или бисер пришивается (садится) поверх специального хлопчатобумажного шнура, что придает особую объемность узору. Сегодня так украшают бальные и вечерние платья, а также воротники, пояса, броши, сумки. Этот курс Наталья Владимировна брала у преподавателя из женского монастыря в Санкт-Петербурге.

И уж если продолжать вести речь о высоком искусстве, нельзя не упомянуть о золотом шитье, которое тоже оказалось по силам рукодельнице из Кожевникова. Как и резьба по бересте и рисование по этому материалу. Сегодня изделия, изготовленные старательными руками Натальи Ботевой, имеют не только регио­нальную прописку. Они радуют своих владельцев в Норильске, Казахстане, Швейцарии.

Весь накопленный багаж, считает мастерица, пригождается ей и в новом ремесле. В ткачество, говорит Наталья Ботева, она пришла неожиданно. Просто долго искала себя и методом проб нашла дело по душе. Как всегда, все решил случай. Однажды в интернете она увидела ролик из мастерской высокой моды Коко Шанель, когда на ткацком станке французские ткачи создавали ткань для твидовых костюмов – визитной карточки мадам Коко.

– А у меня как раз была похожая пряжа, – вспоминает историю четырехлетней давности Наталья Ботева. – Я, конечно же, загорелась. Самые первые мои образцы были сотканы на простой картонке: сделала прорези, натянула нити и с помощью обычной иголки начала пробовать. Это увлекло меня, в голове сразу же родилась масса идей. Но станка у меня еще не было, поэтому стала шерстить интернет на тему того, как можно ткать без него.

Начинающая пряха вырезала бёрдышки из плотного картона, а одно бёрдышко даже сделала из школьных линеек. В изготовлении инструмента помогал сын, который полностью одобрил мамино увлечение. А сами нити натягивала на вышивальную раму.

– На ней перекладины крутятся, и вот таким образом я навивала основу, чтобы через длинное бёрдышко соткать шарф, – рассказывает мастерица о своей первой сотканной вещи.

Дорога к ткачеству пролегала не только через интернет. Среди педагогов школы Наталья Владимировна познакомилась с логопедом, у которой дома был портативный ткацкий станок. Он стоял без дела, поэтому женщины решили обменяться – эксклюзивную брошь на станок. С него-то и начался новый этап жизни у мастерицы из Кожевникова.

Сначала ткала кошельки, сумки, салфетки, шарфы, полотенца. Освоив станок, новая хозяйка его модернизировала: первоначально он был рассчитан на 83 нити, но она добавила нитченок (галев), и их стало 166. Такое усовершенствование позволяло получать ткань значительно плотнее и использовать более тонкие нити.

Судьба постепенно погружала мастерицу в технологии домашнего ткачества. Однажды она встретилась с одноклассником Андреем Вяткиным, который занимается изготовлением деревянных изделий. По просьбе Натальи он сделал напольный ткацкий стан. Для мастера-деревщика это был первый опыт, но вполне удачный. Опять же собирали его, ориентируясь на интернет. Дополнительно купили бердо – плоскую основу с множеством металлических пластин (зубьев), через которые проходят нити. В длину оно составляет 104 сантиметра. От размера берда конструктор и создавал стан. По мере работы шло его усовершенствование и исправление недочетов.

– В общем, я довольна, – не скрывает радости Наталья Владимировна. – На этом стане я соткала себе полотно для пальто. Попалась очень хорошая пряжа, похожая по качеству на шанельную. Сейчас тку палантины, буду представлять их на ближайшей «Братине». Также повезу на казачий фестиваль в Кривошеино полотенчики, дорожки. Уже соткала ткань для сумок – буду шить их.

Стан занимает четверть комнаты, но искусница пошла на такие жертвы – чего не сделаешь во имя любимого ремесла! Сын помогает иногда заправлять «машину». Занятие это небыстрое, требующее основательной сноровки.

– Много времени уходит на то, чтобы навить основу на сновальную раму. Надо просчитать ширину нового изделия, сколько нитей будет в этой ширине, а сколько нитей пойдет на основу. Сам же процесс ткачества потом идет быстрее. Правда, если нити тонкие, времени уходит больше, если пряжа толстая, то работа намного ускоряется.

Тканые изделия Натальи Ботевой хорошо расходятся на фестивалях и выставках, принимает она и индивидуальные заказы. Люди, объясняет рукодельница, устали ходить в штамповых вещах, им хочется иметь собственный стиль.

Мастерица вспоминает, что однажды ей заказали в качестве подарка тканую дорожку на журнальный столик в технике бранного ткачества – когда нити основы перебираются бранницей – деревянной полоской: одни нити перемещаются вверх, другие вниз. А в результате контрастной нитью утка (второй нитью) прокладывается рисунок. На изготовление этой вещи мастерице потребовалась почти неделя. По сути, это была первая сложная работа из-за капризных нитей, которые постоянно перекручивались и путались. Тем не менее метровая дорожка уехала в качестве подарка в Москву.

В своем ремесле мастерица использует хлопковые, шерстяные и полушерстяные нити, синтетику. Но каждый раз не знаешь, как поведут они себя в стане, и не всегда задуманное совпадает с реальностью – часто получается лучше. Правда, из большого разнообразия материала ей милее меланжевая пряжа.

– Во время ткачества ждешь, какой рисунок выложится сам по себе, исходя из окрашенной нити, – поясняет рукодельница. – Однажды у меня была бело-желто-лимонная хлопковая пряжа. Я начала ткать салфетку на маленьком станочке, и она у меня получилась четкими полосками. Такая красивая!

Фантазийные рисунки

Набив руку, Наталья Ботева продолжает творческие поиски. Она по-прежнему посещает онлайн-курсы отечественных и зарубежных мастериц. Недавно открыла для себя японскую технику саори, где полет фантазии просто бесконечен, а достигается он за счет использования разных нитей и разных способов ткачества. Причем все это получается не на навороченных агрегатах, а на простеньких ткацких станочках. Правда, кожевниковская рукодельница не уверена, что люди с русским менталитетом использовали бы ткани в технике саори у себя, а вот она бы попробовала.

– Ткачество идет из глубины веков, – поясняет мастерица. – У людей это ассоциируется с семьей, спокойствием, умиротворением. Глядя на мои изделия, они сразу начинают улыбаться, потому что вспоминают свое детство: многие ведь проводили летние каникулы у бабушек в деревнях, в доме с русской печкой, с домо­ткаными дорожками на полу, вышитыми занавесочками на окнах. Одним словом, что-то глубокое пробуждается в нас. Тем более что мы начинаем возвращаться к старине, многим хочется, чтобы в интерьере был элемент домашнего уюта, родительского тепла. А его могут воссоздать только натуральные вещи.

Посидеть в тишине

Ткачеством сегодня интересуются многие, но не каждому дано это занятие. Сама Наталья Ботева считает себя самоучкой – ее никто конкретно не учил: захотела – и пошла осваивать интернет, штудировать видеоуроки, читать форумы профессиональных ткачих.

– Не надо бояться пробовать что-то новое, – призывает Наталья Ботева. – Поначалу всегда тяжело, кажется, что никогда не поймешь и не дорастешь. Лично мне ткачество было просто интересно, оно меня захватило. Вот сейчас я тку и понимаю, что это будет долго, нить за нитью, но это релакс, погружение в себя, возможность о чем-то подумать и поразмышлять. Пока ткешь, приходят на ум еще какие-то идеи.

В последнее время мастерица предпочитает трудиться в тишине. Бывает, что не все сразу получается, тогда она просто откладывает работу, чтобы не испортить начатое полотно. А через какое-то время решение приходит само собой. Если же нет, убирает до лучших времен. Но не насовсем.

В планах у мастерицы изготовить собственный костюм в русском народном стиле и украсить его теми рукодельными техниками, которыми она владеет действительно искусно.

Автор: Татьяна Александрова
Фото: из архива Натальи Ботевой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.