Томская актриса мирового уровня

Была и остается таковой

22 марта – день памяти великой томской актрисы Тамары Лебедевой. Она 40 лет служила на сцене Томского драматического театра, сыграла 137 ролей, стала народной артисткой РСФСР и оказала огромное влияние на жизнь театрального Томска. Это была подлинная звезда сцены – обжигающая, страстная, яркая, и след ее сияния виден до сих пор. Многие из томичей, кто лицезрел Тамару Павловну на сцене, считают, что она была актрисой мирового уровня.

Некоторые знатоки и критики сравнивают значение Тамары Павловны Лебедевой для томского театра с ролью, которую сыграла Фаина Георгиевна Раневская для всего русского театра. Но, кажется, эти сравнения не имеют смысла. Каждая личность такого масштаба уникальна. Каждая запоминается и остается в истории благодаря тем особым качествам и их тонкому сочетанию, которых нет у других. А Тамара Павловна была личностью настолько многогранной, что сравнивать ее с кем-то другим – занятие абсолютно бесперспективное. Она такая одна, и Томск до сих пор помнит эту действительно великую актрису.

Судьба приготовила свой план

– Я не пропустила ни одного спектакля, в котором играла Лебедева. Ее талант и харизма были настолько мощными, что она могла бы выйти на сцену, просто стоять, молчать, и все бы слушали это молчание. А уж когда она начинала говорить, зал замирал. Это была выдающаяся актриса, мирового уровня, – рассказывает Наталья Корлякова, режиссер, руководитель отделения театрального творчества Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инноваций, заслуженный деятель искусств РФ.

Тамара Лебедева родилась 22 марта 1919 года в Тамбове, в семье почтово-телеграфных служащих. Училась в Московском городском театральном училище и сразу после окончания, в 1941 году, была приглашена актрисой в Московский театр Революции (сейчас это театр имени Маяковского). Но началась война, театр был эвакуирован в Ташкент, откуда Тамара Павловна уехала в Якутск, работала в театре русской драмы, а в 1946 году оказалась в Томске.

Она приехала сюда к матери и брату, который после окончания политехнического института остался в Томске работать. Тамара думала, что поживет здесь некоторое время и уедет. На время устроилась работать в театр драмы. Но судьба уже приготовила для нее другой план. Лебедева осталась в Томске навсегда и стала одной из ключевых фигур в истории нашего города.

Ее любили здесь если не все, то очень многие. Она была настолько острой, яркой, разноплановой, что относиться к Тамаре Лебедевой равнодушно было невозможно.

– Она никогда не врала на сцене, – говорит режиссер Наталья Корлякова. – И всегда была очень естественной и органичной, какую бы роль ни играла. Актеров такой школы, какая была у Лебедевой, сейчас очень редко встретишь. Ну и, помимо школы, природная одаренность. Харизматичная, темпераментная, яркая от природы. Не каждому, даже хорошему актеру, дано стать великим, по-настоящему сверкать на сцене. Тамаре Павловне это было дано от Бога…

Столкновение ценностей

В Томске у Лебедевой родилась дочь, которая носит фамилию мамы. Ольга Лебедева, доктор филологических наук, профессор Томского государственного университета, говорит, что она и родилась в театре, и выросла там же. И жизни без театра не мыслила до тех пор, пока ее мама там играла. Ольга Борисовна до сих пор помнит все роли, которые исполняла на сцене Тамара Павловна:

– У мамы не было конкретного амплуа. Она могла играть все, кроме «голубых героинь» – хорошеньких девчонок в комедиях плаща и шпаги. Эти роли мама категорически не любила, и они ей не удавались. Она была острохарактерная актриса, с равным успехом могла играть и трагедию, и комедию. У нее не было никаких ограничений, ей великолепно удавались роли, где есть ярко выраженный характер.

Одним из самых сложных характеров, которые довелось играть Тамаре Лебедевой на сцене Томского драматического театра, была эвенкийская старуха Югана, главная героиня постановки режиссера Олега Афанасьева по роману Александра Шелудякова «Из племени Кедра». Спектакль вышел в 1974 году и вызвал большой фурор среди театральной общественности.

– Спектакль «Из племени Кедра» стал одним из знаковых явлений того времени, – рассказывает Ольга Лебедева. – Он был чрезвычайно популярен. В нем была показана острая для того времени проблема столкновения технического прогресса с традиционной культурой северных народов Томской области. Главная мысль была о ценности этих традиций и попытках сохранить их, несмотря на быстрое и временами беспощадное наступление цивилизации на древний мир жителей таежных поселков. Когда «Из племени Кедра» был поставлен, он вызвал настоящий театральный бум. В тот период в Томск из Павлодара приехала целая команда прекрасных актеров и режиссер Олег Афанасьев. Тогда здесь начали работать Владимир Ермаков, молодые актеры Валентина и Анатолий Лукины, Ольга Мальцева, жена Олега Афанасьева, еще несколько ярких исполнителей. И они сразу взяли местный материал для постановки, что было интересно. У них получился великолепный актерский ансамбль. По качеству актерской игры, режиссерского решения, по оформлению сцены это был спектакль столичного уровня.

Спектакль оказался драматичным

Роль Юганы, жительницы таежного поселка, мудрой, справедливой и решительной, оказалась предельно органичной для Лебедевой. В год премьеры спектакля ей исполнилось 55 лет. Тамара Павловна как раз вошла в тот возраст, когда ее острый природный ум, который отмечали все, кто знал актрису, стал обретать черты глубокой мудрости. Так что Югана получилась предельно подлинной. И этот образ до сих пор помнят зрители, которые видели первый спектакль.

– Играла она просто замечательно, – рассказывает Николай Кириллов, доктор философских наук, профессор-консультант Школы инженерного предпринимательства Томского политехнического университета. – Тамара Павловна по-настоящему перевоплотилась в эвенкийку, была в спектакле даже внешне похожа на представительницу северного народа. Я был на премьере, зал – полный, постановку принимали очень хорошо, много аплодировали.

Этот спектакль, при всей его легендарной успешности, оказался драматичным для самой актрисы. По ходу действия ей приходилось забегать на довольно высокую конструкцию, высотой примерно два метра от пола. Причем делать это в полной темноте, держа в руках многокилограммовое оружие – обрез.

– Обрез я этот помню, сама держала его в руках, он был настоящий и очень тяжелый, – рассказывает Ольга Лебедева, дочь актрисы. – Это ружье со стволами, которые обрезаны под конец ложа. Из-за этого оно разбалансировано, его трудно держать в руках. Мама на один шаг промахнулась и упала с высокой выгородки. Это было при затемнении на сцене. Когда другие актеры услышали грохот, сразу поняли, что случилось. Все замерли, а мама в раже вскочила и вбежала обратно. Но позже у нее выявилось повреждение позвоночника.

Искренность в жизни и на сцене

Это не единственный случай, когда актерская профессия становилась опасной для жизни. Несмотря на трагическую случайность, Тамара Лебедева любила роль Юганы и долгие годы играла ее с неизменным успехом. И хотя томские зрители с большой любовью принимали ее в любой роли, сама она часто была недовольна тем, что получается, хорошо знала свои слабые стороны. Была очень критичной к себе и чаще говорила о том, что ей не удалось на сцене.

Наверное, это один из признаков большого таланта – умение его не замечать, быть очень требовательным по отношению к себе и уметь признавать свои ошибки и провалы. За это и за многое другое, что составляло многогранный характер Тамары Лебедевой, ее любили и зрители, и друзья. Она знала, что такое дружба, умела ее ценить и быть предельно искренней в этом. Как и во всем остальном, что Лебедева смогла сделать в своей жизни и на сцене театра.

СПРАВКА «ТН»

Томский театр драмы вновь обратился к роману Александра Шелудякова. 31 марта в 19.00 премьера спектакля «Из племени Кедра».

Автор: Ирина Корнева
Фото из архива Томского театра драмы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × пять =