Томская «Маска»

Пять вечеров в объятиях Мельпомены

Томск всегда гордился тем, что его театральный фестиваль-конкурс «Маска» старше национальной «Золотой маски». На чуть-чуть, на несколько месяцев, но старше. И тем, что свое название фестиваль получил не из-за театрального атрибута, а по фамилии его вдохновителя и организатора – журналиста Нины Маскиной. С 22 по 27 ноября в Томске прошел XVI областной театральный фестиваль «Маска».

…Дистанция в 30 лет

Именно ей и был вручен первый букет от СТД – символ признательности и благодарности от всего актерского и режиссерского сообщества за вклад в театральное дело.

За три десятка лет «Маска» из праздника для узкого круга театралов переросла в смотр творческих сил театров Томска и Северска, организатором которого выступает Томское отделение Союза театральных деятелей России. От «Золотой маски» томская «Маска» позаимствовала главный принцип: профессионалы – профессионалам. И номинацию «За честь и достоинство».

В этот раз «Маску» в этой почетной номинации получил Александр Иванович Жеравин, который в 70-80-х был директором Томской драмы, в «нулевых» возглавил Томское отделение СТД, возродил и саму «Маску», и конкурс молодых актеров.

На шестнадцатый по счету фестиваль шесть театров выдвинули 10 спектаклей. Но за несколько дней до начала вмешались «обстоятельства непреодолимой силы», которые вымарали из афиши один спектакль, а заодно сократили численность жюри до трех человек.

Но праздник должен состояться в любую погоду! И 22 ноября жюри в составе театральных критиков Елены Глебовой (Москва), Дины Деминой (Санкт-Петербург), Татьяны Весниной (Томск) и кооптированного в состав жюри режиссера театра кукол из Ижевска Марселя Смердова приступило к своим обязанностям.

Девять спектаклей за пять вечеров – таковы предлагаемые обстоятельства для фестивального сюжета.

Запрос на искренность

Завязка произошла в Томском ТЮЗе. Большой зал впервые после ремонта принял зрителей. Для спектакля «Книга всех вещей», много раз игранного на публику, которая располагалась здесь же, на планшете сцены, это тоже была своего рода премьера. Первый спектакль фестиваля сразу взял высокую ноту – и в режиссуре, и в актерском исполнении, и в сценографии. И тем самым установил почти недосягаемую планку.

Поэтическую образность режиссуры Артема Устинова невозможно не заметить. С помощью театральной условности молодой режиссер сотворил волшебный мир не то сказки для взрослых, не то притчи для детей. Жанр спектакля – «бесстрашный дневник» – подчеркивает исповедальность интонации. Существовать на таком градусе предельной искренности и деликатности – достаточно сложно. Но у труппы это получилось.

Второй спектакль ТЮЗа – «Полина ищет па» – подтвердил обозначенную тенденцию: театр чутко реагирует на запрос своего зрителя. Он формулируется одним словом: искренность. Неслучайно снова главный герой, вернее героиня, ищет понимания и любви. Если в «Книге…» напряжение возникали в отношениях сына и отца, то в «Полине…» – отсутствие отца осложняет жизнь 13-летней дочери, поэтому она отправляется на его поиски из Москвы в Петербург. Чего не хватило для победы в номинации «Детский спектакль»? Уверенного, без сбоев темпо-ритма и мягкой, чуть более детальной проработки финала, чтобы хэппи энд был мотивирован.

Удачная «Охота»

В третий вечер в неспешный, но уверенный ход «Маски» с напором молодого азарта ворвались конкуренты из Северска. Этот будоражащий запах острой конкуренции быстро начал гнать фестивальный сюжет к кульминации.

«Он может быть серьезным соперником Томского ТЮЗа и Томской драмы», – подумало жюри о Северском театре для детей и юношества после просмотра «Утиной охоты» (режиссер Юрий Попов) и «Денискиных рассказов» (режиссер Андрей Опарин). Не только в номинации «Детский спектакль», но и в номинации «Лучший драматический спектакль».

Казалось бы, что нового можно сказать миру «Утиной охотой»? Но Юрий Попов заставил посмотреть на пьесу Вампилова не просто глазами нашего современника, который еще помнит удручающую бесцветность жизни конца 60-х – начала 70-х, но через призму русской классики – в спектакле звучит «Гоголь-сюита» Альфреда Шнитке.

Режиссёр выбрал эту сложную для исполнения пьесу не потому, что она хорошо расходилась на труппу, но потому, что был уверен в сыгранности актерского ансамбля. Именно ансамблевость игры когда-то была отличительной чертой этого театра. И два конкурсных спектакля, особенно детский, легко и азартно сыгранный актерами среднего и молодого поколения, убедили, что она по-прежнему остается главной чертой коллектива.

Гипнотическая красота

Оба конкурсных спектакля Томской драмы – «Из племени Кедра» и «Король-олень» – красивы. Это прежде всего бросается в глаза. Не просто красивы, а гипнотически красивы. Конечно, это заслуга художников (сценография, костюмы), Стаса Свистуновича (свет и мультимедия) в спектакле «Из племени Кедра» и Натали-Кейт Пангилинан (сценография, костюмы) с Андреем Долгих (свет) в «Короле-олене».

Творческий тандем Дарьи Здитовецкой и Олега Молитвина зрители уже не раз имели возможность оценить. Но с особым пристрастием отнеслись к спектаклю «Из племени Кедра», ибо театральные легенды – с одной стороны, субстанция эфемерная, а с другой – коварная. Признаюсь, у меня были сомнения в актуальности и нужности этого материала в сегодняшнем репертуаре театра. Романтика освоения томского Севера, знакомая старшему поколению по роману Александра Шелудякова и спектаклю 70-х годов, сегодня кажется наивной и не воздействует на умы и сердца зрителей. Но художнику и режиссеру удалось подобрать ключ к материалу.

…Задача, которую поставила в «Короле-олене» Сойджин Жамбалова, – найти современные интонации в пьесе, родившейся в XVIII веке. Сохранив условность комедии дель арте – комедии масок, постановщик прочитала ее как историю политического предательства и верности любви. Сойджин оставила за зрителем право воспринимают спектакль либо как комедию, либо как трагедию. Режиссер вместе с художницей Натали-Кейт Пангилинан наделила спектакль каким-то магическим свойством – при каждом просмотре он открывается новой гранью и новыми смыслами.

Не повезло

Каждый спектакль жюри обсуждало сразу же после просмотра. Не между собой, а на труппу. Высказывать замечания актерам, которые только что отработали и еще не остыли от спектакля – сложно. Но таковы правила игры. Хотя оптика жюри была настроена на то, чтобы замечать достоинства, но честность в оценках – прежде всего.

Не заметить того, что оперу Чайковского «Евгений Онегин» артисты Северского музыкального театра исполняют в микрофоны, было невозможно. В микрофоны классику – это нонсенс! Вместе с замечаниями были сказаны добрые слова. Отметили усилия художественного руководителя Елены Буровой, которая, спасая спектакль от снятия с конкурса, пригласила на замену заболевшему Онегину – Закиру Валиеву солиста из Новосибирска Алексея Шаповалова.

Не повезло Театру куклы и актера «Скоморох» – чужая площадка, актерская усталость после гастролей в Санкт-Петербурге… В результате полгода не игранная «Рождественская история», задуманная режиссером Игорем Казаковым как волшебный балаган, не вышла на нужный градус игры. Использование видеопроекций тоже не пошло на пользу театру, в арсенале которого есть другие «волшебные» средства.

Театр «Индиго» при всей своей особости всегда участвует в «Маске» на равных. В этот раз Александр Постников и его артисты показали «Село Ромашкино и его обитатели» – сказочную версию стихов Сергея Михалкова в стиле лубочного балагана. Чего здесь только не было – и ангел, и игра с неоновыми фигурами, и теневой театр, и кукла тантамареска, и парики из мочала! Но при всей яркости художественного решения (художник Полина Дамм Ахметова), при сложившемся актерском ансамбле достичь цельности действия не удалось. При этом члены жюри отметили потрясающую самоотдачу исполнителей и добрую интонацию спектакля.

Сказки театрального леса

В сказочно веселой атмосфере и были вручены награды:

Гран-при – Томскому ТЮЗу за «Книгу всех вещей».

Диплом «Лучший драматический спектакль большой формы» получил Томский театр драмы за спектакль «Король-олень».

Лучшим драматическим спектаклем малой формы признана «Утиная охота» (Северский театр для детей и юношества).

Лучшим детским спектаклем стали «Денискины рассказы» (Северский театр для детей и юношества).

Лучшая работа режиссера – Сойжин Жамбалова за спектакль «Король-олень».

Лучшая сценография – Дарья Здитовецкая (спектакль «Из племени Кедра»).

Лучший актёрский ансамбль – Северский театр для детей и юношества.

Лучшая женская роль – у Ирины Шишлянниковой (за роль Юганы в спектакле «Из племени Кедра»).

«Лучшая женская роль второго плана» вручена Олесе Казанцевой (за роль Смеральдины в спектакле «Король-олень»).

Победитель в номинации «Лучшая мужская роль» – Тимофей Абаскалов (за роль Томаса в спектакле «Книга всех вещей»).

Лучшая мужская роль второго плана досталась Владимиру Хворонову (за роль Отца в спектакле «Книга всех вещей»).

Спецпризом жюри «За пластическое решение спектакля» отмечена работа хореографа Марии Сиукаевой (спектакль «Король-олень»).

Спецприз жюри «За световое оформление» вручен Наталии Гара, художнику по свету (спектакли «Книга всех вещей», «Полина ищет па», «Евгений Онегин. Эскизы», «Утиная охота»).

…Но магия «сказок театрального леса» продолжает действовать, и все спектакли томичи могут увидеть снова.

Татьяна Веснина
Фото из архивов театров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − 9 =