ТОМский код у человека читающего

За три дня фестиваля искусства и чтения «ТОМ» было раскуплено две тонны книг

С 8 по 10 сентября Томск играл роль книжной столицы Сибири в уникальном перформансе под названием «ТОМ – фестиваль искусства и чтения». Режиссерами и продюсерами этого масштабного «спектакля» стали Сибирский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина и Томский госуниверситет.

Местом действия более 60 событий стали открытые и закрытые площадки.

Действующих лиц тоже было с избытком

Три дня народ не отходил от прилавков под вывесками: Ad Marginem, «Арка», «КомпасГид», «Книги ГУЛАГа», «Редкая птица», «Новое литературное обозрение», «Самокат», «Абрикобукс», «Свиньин и сыновья», «Пушкинский музей», «Третьяковская галерея» и дальше по списку.

Праздник искусства и чтения был посвящен сразу двум богам – Афине и Аполлону, ибо был приурочен к юбилейным датам: 145-летию ТГУ и 10-летию Сибирского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Впрочем, бог торговли Гермес тоже не остался в стороне. Книгоиздатели привезли две тонны книг, и к концу третьего дня фестиваля продавцы в некоторых павильонах вместо продукции выдавали визитки с координатами издательств, где можно заказать то, что не досталось.

Второй проверочный

Томску не впервой играть роль столицы учености, книжной культуры. Достаточно вспомнить факты: первый книжный магазин в Сибири был открыт здесь, еще раньше – первый за Уралом университет. Отсюда – Сибирские Афины. Отсюда – претензия города на статус духовной столицы Сибири. Отсюда же растут ноги и фестиваля «ТОМ».

Его придумали несколько человек: директор Сибирского филиала ГМИИ им. Пушкина Наталия Почтарева, искусствовед Лукия Мурина и журналист «Томского обзора» Елена Фаткулина. Их инициативу горячо поддержал Томский государственный университет.

В прошлом году они провели фестиваль своими силами. И уже первый опыт дал неплохой результат. В этом году масштаб фестиваля в разы увеличился. Номер книжного фестиваля – 2 – не просто порядковый. Он – проверочный, свидетельство того, что идея прижилась и пустила корни.

Проведение второго фестиваля не просто подтвердило правильность названия «ТОМ» (этому бренду пошел второй год), но и наглядно показало жизненность и плодотворность идеи книжного фестиваля. Недаром в его названии зашифровано имя Томска.

– Лет десять-пятнадцать назад можно было услышать довольно серьезное мнение серьезных людей, что через десять-двадцать лет люди окончательно откажутся от бумажных книг и вся текстовая информация будет переведена в электронный вид и размещена в информационных системах. Ее будет проще индексировать, и все будет все гораздо доступнее. Но это все – бла-бла-бла… Вдруг неожиданно выяснилось, что «через десять-двадцать лет» книги остались не просто актуальными для человека, но их издается все больше, тиражи растут. Это не только fan-fiction, но и non-fiction – самая разнообразная и самая невероятная литература, – с таким утверждением обратилась к участникам фестиваля Елизавета Лихачева, директор ГМИИ им. Пушкина.

Книжный «ТОМ» и 10-летие Сибирского филиала стали поводом, чтобы приехать в Томск, познакомиться с городом и решить вопрос с недвижимостью, то есть Домом офицеров, который два года назад был передан в ведение Пушкинского музея. Собственно, со знакомства с недвижимым имуществом и началось ее «чтение» Томска.

О доступном губернаторе и доступном искусстве

Свое знакомство с городом директор Пушкинского музея начала с прогулки в компании с губернатором. Владимир Мазур проложил маршрут от Губернаторского квартала до бывшего Дома офицеров, который после реконструкции станет филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина.

– Честно говоря, я ждала гораздо худшего, – поделилась впечатлениями от знакомства с новыми «территориями» музея Елизавета Лихачева, – то есть мне рассказывали, что вот «аварийность-аварийность», «миллиардные вложения». Нет там никакой аварийности. Там проблемы. Но не на миллиарды. Там нужна «косметика». Мы хотим превратить его в культурный центр Пушкинского музея с экспозиционной составляющей. Можем делать выставки одной картины из собрания нашего музея. Наличие такого культурного центра будет работать на повышение качества жизни.

Это заключение не только директора, но прежде всего специалиста по истории архитектуры. По мнению Лихачевой, надо сохранить все архитектурные особенности этого здания, спроектированного Константином Лыгиным. Она пришла в восхищение от его инженерной и архитектурной мысли и назвала бывшее Общественное собрание «выдающимся сооружением». Превращать же все помещения в выставочные пространства не стоит, считает она. Но можно здесь открыть клуб любителей искусств и клуб юных искусствоведов по примеру Пушкинского музея. Потому что «умение разбираться в искусстве – очень важный навык».

Как искусствовед во время прогулки она оценила и городское пространство. У Томска, на ее взгляд, есть три достоинства. Первое – это архитектура. Второе – высокий интеллектуальный уровень развития города, то есть город не депрессивный. «Потому что студенты, потому что несколько высших учебных заведений, потому что традиции». Третье – удачное расположение. «Есть река, есть то, что называют видовыми характеристиками».

– Глобально мне бы хотелось, чтобы люди, которые живут в России, ценили и любили свою страну и перестали наконец оглядываться на кого-то. Я вас уверяю, что Томск ничуть не хуже, чем любой другой город в стране, и не лучше. Это просто один из русских городов.

Еще одну важную особенность Томска и томичей отметила столичная гостья. Открытость и доступность власти.

– «Доступная женщина» – это отрицательная коннотация, а вот «доступный губернатор» – это положительная коннотация, – пошутила Елизавета Станиславовна. – Я видела, как люди здоровались с вашим губернатором, когда мы гуляли.

8200 человек стали участниками фестиваля искусства и чтения.

Матисс – это «бомба» и «канат»

Тема доступности искусства стала едва ли не центральной темой на дискуссионной площадке в Томском государственном университете. Музеи и обеспечивают эту доступность к шедеврам. На вопрос, зачем надо ходить в музеи, Елизавета Лихачева ответила коротко: «За невероятно чувственным опытом».

– Я придумала проект для Томска. Здесь нужно показать Матисса. Считаю, что это круто. Анри Матисс – это тот канат, который напрямую связывает Томск и Пушкинский музей. Мы сделаем зал с температурно-влажностным режимом, и можно будет выставить (в отремонтированном Доме офицеров. – Прим. ред.). А дальше сделать проект про саму Делекторскую (Лидия Делекторская – уроженка Томска, муза Матисса. – Прим. ред.), как она общалась с Антоновой (Ирина Антонова – директор Пушкинского музея в 1961–2013 годах. – Прим. ред.), про ее письма. У нас, оказывается, есть переписка в архиве ГМИИ. На четыре месяца экспозиция, представляете? Это же бомба! А после этого аккуратно эту тему двигать, развивать, рассматривать. Бесконечно ее обсуждать… как рефлексия на тему Матисса.

Еще осматривая Дом офицеров, она сказала, что «уже представляет на его фасаде афишу Пушкинского музея».

Как «ТОМ» может поменять Томск

Не только возможный приезд Матисса ждет томичей в обозримом будущем. Оказалось, что у Пушкинского музея и ТГУ много общего: так называемый образовательный код. Ведь Иван Цветаев создавал музей изобразительных искусств как место наглядных пособий для студентов МГУ. Поэтому ректор и директор прямо на дискуссионной площадке фестиваля договорились о том, что Елизавета Лихачева запишет 25 лекций для студентов ТГУ. Кроме того, Эдуард Галажинский сообщил, что достигнуты важные договоренности о реализации ряда совместных проектов между музеем и ТГУ.

Михаил Фаустов, организатор многих книжных фестивалей в России, убежден, что молодой книжный фестиваль «ТОМ» обязательно изменит пространство Томска в сторону улучшения качества жизни. «Думаю, на следующий год вокруг Университетской рощи появится больше кафе, где можно будет перекусить издателям и читателям», – спрогнозировал он.

– Мы получили восторженные отзывы от представителей 23 издательств, которые приехали в Томск для участия в фестивале, – отметила руководитель Сибирского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталия Почтарева. – Все они выразили желание принять участие в фестивале 2024 года и подарили университету и филиалу музея свои книги.

Автор: Татьяна Веснина
Фото из архива фестиваля

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − семь =