Анатолий Алексеев
Более 100 государств мира, подписавших 12 лет назад Конвенцию ООН против коррупции, признали взятки, подкуп и злоупотребление должностными полномочиями тягчайшим уголовным преступлением, угрожающим государству и обществу. Борьба с коррупцией идет по многим направлениям, но одним из самых эффективных средств является введение жестких законов и неотвратимость справедливого наказания.
Всегда под колпаком
– Главным стимулом коррупции и основой ее невероятной живучести является возможность получения должностным лицом экономической прибыли, или, как чаще говорят, взятки, полученной с использованием служебных полномочий, – поясняет Павел Журавлев, заместитель руководителя отдела процессуального контроля Следственного комитета РФ по Томской области. – Вполне вероятно, что коррупция имела бы другие масштабы, если бы не главный сдерживающий фактор – риск разоблачения и наказания. Несмотря на то что особого подразделения в структуре Следственного комитета нет, противодействие коррупции – одно из приоритетных направлений нашей деятельности, по которому специализируется ряд опытных следователей. В работе над такими преступлениями есть своя специфика и методы, совсем не похожие на практику раскрытия других тяжких правонарушений. Коррупционные преступления самые латентные, их выявление напрямую зависит от хорошо скоординированной и системной работы всех служб – от оперативников органов МВД до следователей СК РФ.
Прежде всего, на базе постоянно поступающей информации из различных источников и анализе оперативно-разыскных мероприятий оценивается роль тех или иных должностных лиц в установленных фактах совершения правонарушения. Громкие ли это дела, связанные с фамилиями высокопоставленных чиновников, как, например, на Сахалине или в Коми, или же рядовые – поборы и взятки, совершенные преподавателями, мелкими чиновниками, медработниками и другими лицами, – к расследованию всех уголовных дел этой категории проявляется одинаково повышенное внимание.
Сколько веревочке ни виться…
Коррупционеры, как правило, люди весьма сведущие в законах, умные, изворотливые, предусмотрительные, и потому следователям, чтобы вывести злоумышленников на чистую воду, надо превзойти их осторожность, выявить все особенности дела и довести до суда. Сложность их работы в том, что взяточника необходимо взять с поличным, в противном случае презумпцию невиновности никто не отменял, доказать же причастность человека к совершенному преступлению необходимо безупречно. Потому расследования самых сложных преступлений могут длиться до года и даже больше, как, например, в случае с бывшим мэром Томска, отбывающим ныне наказание. Но бывает, что до суда дело доходит за считаные недели, как, например, этим летом, когда службой собственной безопасности регионального УМВД был задержан с поличным их сотрудник – следователь, пытавшийся получить деньги за дело, которого у него даже не было в производстве. Под тяжестью неопровержимых улик он признал себя виновным. Следствие было завершено в короткий срок, и дело направлено в суд.
Слово «коррупция» с латинского переводится как растление, и результатом его проявлений может быть не только серьезный ущерб экономике государства, но и фундаментальный подрыв нравственных и моральных устоев общества. Победить зло можно и необходимо не только формированием остронегативного отношения к коррупции в обществе, но и четкой работой правоохранительной системы: ведь ничто так не заставляет вовремя остановиться, как страх перед неизбежной расплатой в рамках закона.