В поиске идеального звучания

Дирижер Дмитрий Лисс раскрыл секрет востребованности русской музыки во всем мире

В Томске прошла очередная встреча в «журналистскоом цехе». Представителям томских СМИ посчастливилось пообщаться, а ценителям классического искусства увидеть и услышать на сцене БКЗ Уральский академический филармонический оркестр под управлением всемирно известного дирижера Дмитрия Лисса. Именно он, народный артист России, лауреат Государственной премии, стал очередным участником проекта «Гость журналистского цеха».

Эта встреча вновь проходила в стенах Томской государственной филармонии, а точнее в кабинете директора учреждения – Наталии Чабовской. И на правах гостеприимной хозяйки она взяла на себя функцию модератора. А поводом для разговора послужил Всероссийский фестиваль «Парад оркестров», который состоялся по инициативе Томской филармонии. Именно в его рамках и выступал Уральский академический филармонический оркестр на сцене Большого концертного зала. В Томске коллектив был впервые за 88 лет своей деятельности. Выступление стало возможным благодаря программе Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны».

Остановка в движении

В самом начале неспешной беседы принимающая сторона напомнила гостю, что томские музыканты были участниками Симфонического форума в Екатеринбурге, который маэстро проводит с 2010 года. А чему посвящен этот тур?

– Наш оркестр очень много гастролировал за рубежом, мы объездили весь мир. Выступали в лучших залах Европы – в Берлинской филармонии, в новом зале Гамбурга, в легендарном Концертхаусе в Вене, в Вашингтоне, каждый год ездили на фестивали в Токио. В общем, у нас была чрезвычайно интенсивная гастрольная жизнь: одна-две поездки в год за рубеж, обязательные выступления в Москве и Петербурге. Ну и, как вы понимаете, на всем скаку нас остановили. Все это внезапно прекратилось. Однако это позволило оркестру начать гастрольную деятельность в России, – дает довольно развернутый ответ маэстро.

В этом сезоне, по словам Дмитрия Лисса, уральцы уже съездили с первым гастрольным туром по Москве и Петербургу, а далее по Волге и через Вятку вернулись домой, по пути дав концерты в Нижнем Новгороде, Ульяновске, Перми.

И вот вторая поездка в нынешнем году – тур по Сибири. Причем, в наш регион оркестр приезжал всего лишь один раз – на Транссибирский Арт-Фестиваль Вадима Репина, выступив в Новосибирске и Омске.

Нынешний тур уральцев начался с Иркутска, но там концерт не состоялся из-за национального траура по погибшим в «Крокусе». Потом музыканты выступили в Красноярске при полном зале благодарной публики. После Томска они отправились в Кемерово, а далее их маршрут пролегал через Новосибирск, Омск, Тюмень.

Русскую музыку должны играть русские

– Жизнь оркестра всегда была чрезвычайно насыщена. В некоторые годы количество концертов в сезоне доходило до 120, количество программ до 90 – это необычайно интенсивная работа. Кроме концертной жизни оркестр сейчас активно записывается, – продолжает Дмитрий Ильич. – Мы записали около 50 компакт-дисков. Сотрудничаем с Sony Classical и другими компаниями аналогичного уровня. Сейчас в этой сфере деятельности есть определенный кризис, связанный с развитием интернета. Дело в том, что продавать диски становится не рентабельно. Но мы подписали контракт с крупнейшей независимой компанией Европы, у которой есть шесть звукозаписывающих лейблов, и которая – одна из очень немногих – не только записывает и выкладывает в интернет, но и занимается дистрибуцией реальных физических носителей, то есть компакт-дисков. У нее есть своя дистрибьюторская сеть. Эти диски рецензируются по всему миру.

Для нас это самое главное: чтобы оркестр остался в культурном пространстве Европы, не только России. Это был очень удачный ход: сейчас об оркестре очень много пишут – и Англия, и Германия, и Испания. Мне приходят рецензии на диски буквально со всего мира, хотя, честно скажу, владелец компании год колебался: сомневался насчет выпуска дисков. Сейчас уже будут выходить не диски: я даже не знал, что существует такой формат – аудиофильский. Ни на какой носитель он не помещается. Это можно только скачать из Интернета. Там огромный объем данных и совершенно фантастическое качество. Продажи в этом сегменте пока не очень большие, потому что это довольно дорогое удовольствие для пользователя. Тем не менее, от 5 до 10 % рынка сейчас этот формат занимает.

Оркестр под управлением Дмитрия Лисса записал таким способом Вторую и Третью симфонии Рахманинова, Десятую и Пятнадцатую симфонии Шостаковича, Вторую симфонию Прокофьева, Третью сюиту Чайковского. В августе у коллектива намечена запись симфонии «Манфред» Чайковского и музыка из балета «Петрушка» Стравинского.

Из перечисленного списка видно, что европейцев по-прежнему интересует русская музыка.

– В последней рецензии, которую я получил и которой не мог не порадоваться, говорится о том, как «надоели бездушные механические записи» и называются ведущие оркестры, а еще о том, что «нам нужны русские музыканты, и то, что их выбросили с рынка – это неправильно: русскую музыку должны играть русские».

Томские журналисты не могли не поинтересоваться составом оркестра. Его костяк, пояснил гость, составляют выпускники Уральской консерватории, но есть также представители и Московской консерватории, и Санкт-Петербургской. Сейчас в оркестре играет гражданин Казахстана. Когда-то работал гражданин Китая, но по семейным обстоятельствам вынужден был уехать. Была и гражданка Украины. Так что процесс глобализации потихоньку дошел и до Урала.

На компромиссы не иду

Наталия Чабовская поинтересовалась у гостя по поводу концертных трансляций, где Уральская филармония занимает одну из лидирующих позиций в стране. Томская филармония тоже активно занимается прямыми трансляциями. А как Дмитрий Лисс воспринимает этот процесс?

– Не самым лучшим образом, – отреагировал маэстро, подробно обосновав свою точку зрения. – Дело в том, что трансляцией можно убить качество исполнения, если неправильно поставить микрофоны. Для качественной трансляции нужен очень хороший режиссер и нужна очень хорошая аппаратура. Это вполне реально: посмотрите трансляции Берлинской филармонии, да даже Московской филармонии. Но это вопрос цены. Я очень ревностно отношусь именно к качеству звучания, к репутации оркестра. Потому что даже замечательный концерт можно превратить в нечто неудобоваримое. А на компромиссы я идти не готов. Я соглашаюсь, что идут трансляции в виртуальные концертные залы Свердловской области, но, если идет открытая трансляция в сеть интернет, это уже другой вопрос. А если запись хотят еще и выложить, чтобы она была доступна потом – это третий вопрос. Вот почему на меня часто обижается радио «Орфей» – они очень хотят давать в эфир наши концерты, но я очень тщательно слежу за качеством записи. Даже записи я не даю, если они меня не устраивают. А чтобы они меня устраивали, это стоит очень дорого. У нас очень сложные залы. С нами как-то работал Владимир Рябенко – один из лучших режиссеров в России, если не самый лучший – так вот он мне сказал: «Я только с третьего компакт-диска понял, как можно справиться с вашей акустикой». А он не ограничен в количестве микрофонов и в их качестве – это его аппаратура. Я нашему директору сказал тогда, что требуется для достойной трансляции. Он мне ответил: «Да, но знаете, сколько это стоит?».

Дмитрий Лисс оказался удивительно интересным рассказчиком, которого хотелось слушать и слушать. Но помощник маэстро уже несколько раз заглядывал в кабинет, чтобы напомнить о предстоящем выходе на сцену. Уже в финале дирижер с удовольствием рассказал о том, что кроме музыки увлекается горными лыжами и виндсерфингом.

– Но сейчас на первом месте теннис. На горные лыжи я всего один раз смог выехать в этом году. А летом да, виндсерфинг. В спорте я с детства, он позволяет мне быть в форме, выдерживать огромные нагрузки – и физические, и эмоциональные. Все-таки наше дело достаточно сложное.

* * *

В момент фотосъемки об исторической встрече Дмитрий Ильич удивил еще одним откровением:

– Кстати, для Уральского оркестра это первый визит в Томск, а для меня – второй. Когда я работал в Кемерово, а я десять лет перед Екатеринбургом возглавлял симфонический оркестр Кузбасса, у меня был концерт с Томским оркестром, правда, в другом зале. Это было примерно 35 лет назад.

Справка «ТН»

Дмитрий Лисс родился в 1960 году. После окончания Московской консерватории работал ассистентом дирижера в оркестре Московской филармонии у своего учителя – Дмитрия Китаенко.

В разное время был главным дирижером Симфонического оркестра Кузбасса, Российско-Американского молодежного симфонического оркестра, Российского Национального оркестра. С 1995-го года является художественным руководителем и главным дирижером Уральского филармонического оркестра. С 2016-го – главный дирижер Филармонического оркестра Южных Нидерландов.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Ксения Чечельницкая и Елена Астафьева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − восемнадцать =