Фото: Артем Изофатов
Выездное заседание совета облдумы и Общественного совета при Законодательной думе, прошедшее в детском технопарке «Кванториум», было посвящено развитию дополнительного образования в регионе. На следующий день этот вопрос подробно обсудили члены постоянной парламентской комиссии по образованию.
Счастливая тысяча
В «Кванториуме» реализована новая модель дополнительного образования учащихся 5–11-х классов. Это то место, где ребенок получает не только новые знания в технических и естественно-научных направлениях, но и навыки работы в команде, способность анализировать информацию. «Кванториум» открылся в Томске в дни проведения форума молодых ученых U-NOVUS – 19 мая. Тысяча ребят в год теперь будут бесплатно обучаться по одному из восьми направлений: биотехнология и физиология человека; робототехника; космонавтика; информационные технологии; беспилотные летательные аппараты; виртуальная и дополненная реальность; геоинформационные технологии; промышленный дизайн. После обучения до 250 самых любознательных и способных школьников продолжат заниматься проектной деятельностью под руководством сотрудников томских вузов и ведущих инновационных компаний.
– Федеральный закон «Об образовании» предусматривает развитие таких площадок, как «Кванториум». Это основа для развития научно-технического потенциала школьников, – подчеркнул вице-спикер областного парламента Александр Куприянец. – И я уверен, что через 15–20 лет из маленьких подающих надежды звездочек вырастут перспективные молодые ученые, научная элита Томской области и России. Детские технопарки должны быть, конечно, не только в областном центре, но и в муниципалитетах.
Рассказывая депутатам о мероприятиях, направленных на развитие дополнительного образования детей, докладчик Елена Вторина, заместитель начальника областного департамента общего образования, сообщила хорошую новость: в следующем году в одном из районов региона откроется филиал «Кванториума», а затем еще четыре.
– Это важный, но частный вопрос. Главная задача состоит в том, чтобы создать в области региональный модельный центр дополнительного образования, который бы координировал работу всех ведомств, – считает председатель постоянной комиссии облдумы по образованию Леонид Глок. – Дело в том, что половина организаций дополнительного образования находятся в системе общего образования, а другая – в культуре, спорте, есть еще и негосударственные структуры. Сегодня ведомства действуют разрозненно, каждое по-своему, и решают свои задачи. Миссия школы – не спортсмена вырастить или танцора, а сформировать личность ребенка и подготовить его к выбору будущей профессии.
Леонид Глок озвучил еще одну проблему: за год на 5 тыс. человек уменьшилось количество ребят, посещающих учреждения дополнительного образования.
– Потому что эту задачу стала реализовывать школа, – уточнил Леонид Глок. – Что делать? Нужно допобразование включить во внеурочную деятельность. Более того, необходим персонифицированный норматив финансирования детей, при этом неважно, в какой отрасли ребенок занимается. И тогда все встанет на свои места.
Воспитание культурой
Его коллега Наталья Барышникова подняла проблему доступности дополнительного образования в районах области:
– В сельской местности развивать дополнительное образование особенно сложно. Плохая материальная база, нехватка кадров – вопросов много.
К этой деятельности, по мнению депутата, необходимо привлекать клубы, музеи и кинозалы.
– Если выстроить межведомственное взаимодействие, то можно решить очень много вопросов. Поле деятельности для дополнительного образования и воспитания ребенка в учреждениях культуры и спорта безграничное. Будет польза не только детям, но и взрослым, – уверена Наталья Барышникова.
Депутат Галина Немцева обратила внимание на финансовую сторону дела:
– Любая задача должна быть прежде всего финансово проработана. Если не будут заложены средства в бюджет, любая хорошая идея останется на уровне прожекта. Придать импульс развития системе дополнительного образования, особенно технического направления, невозможно без денежных вливаний. Нужно просчитывать и добиваться, чтобы средства были заложены не только в бюджет 2018 года, но и в последующие. Если куколками можно заниматься без денег, то инженерное дополнительное образование детей без финансов теряет весь смысл. В этом плане необходимо работать с НКО, стимулировать систему грантовой поддержки, развивать софинансирование. Оживить отрасль без взаимодействия с бизнесом нереально.
Евгений Павлов высказал предостережение:
– Задача школы номер один – дать хорошие знания детям, а внеурочная деятельность должна быть дополнением.
Более того, по мнению депутата, школа не должна брать на себя обязательства полной социализации ребенка:
– Дети не должны приходить в 8 утра и уходить из нее в 9 вечера, школа не должна быть каким-то инкубатором, замкнутым пространством. Есть семья, есть двор, есть спортплощадки и, в конце концов, Интернет. Мы все через это прошли. Сейчас по новым образовательным стандартам школа должна быть многоуровневой комплексной средой для ребенка. Не надо превращать школу в интернат. Давайте лучше побольше «Кванториумов» строить. Развитие ребенка должно быть разноплановым и разноуровневым.
Мнения
Детская наука – не игра
Виталий Оглезнев, председатель комитета облдумы по законодательству:
– Открытие детского технопарка – уникальное событие для Томской области. Сегодня очень важна система выявления и поддержки талантливых детей. И «Кванториум» в полной мере позволяет это сделать. Понятно, что детская наука сильно отличается от взрослой, но любая научная деятельность – это прежде всего творческая деятельность, а для творчества самое главное – условия, стимулирующие мыслительные процессы. И дело даже не в том, что технопарк оснащен самым современным оборудованием, на котором можно производить какие-то интеллектуальные продукты. Здесь создана именно такая атмосфера благодаря команде партнеров и спонсоров, вовлеченных в этот процесс.
Интеллектуальный досуг
Владимир Резников, депутат:
– «Кванториум» – это точка роста перспективной молодежи.
Мы хорошо знаем своих детей, внуков и часто недовольны, что активным играм на свежем воздухе они предпочитают компьютер. Двери в новый мир открывает в том числе и детский технопарк. Оснащение «Кванториума» позволяет не только овладевать современными технологиями, но и разрабатывать и выпускать готовые изделия, решать реальные производственные задачи по заказам предприятий. Я уверен, что в дальнейшем отсюда выйдут отличные инженерные кадры, которые так нужны инновационным предприятиям Томска. Талантливых специалистов с интересными идеями в любой компании встретят с распростертыми объятиями.
Даешь еще технопарк
Олег Шутеев, депутат:
– Детский технопарк претендует на роль координатора учреждений дополнительного образования, играющего огромную роль в развитии детей. Многим школьникам занятия в «Кванториуме» дадут дополнительный стимул, связанный с дальнейшим выбором профессии. Региону нужно дальше развиваться в этом направлении.