Я поведу тебя в музей

Там ты узнаешь всё и даже больше

Возросшее в последнее время внимание государства к патриотическому воспитанию молодежи создает новые возможности для развития школьных музеев. Они обладают огромным образовательно-воспитательным потенциалом, потому что сохраняют подлинные исторические документы, на которые можно опереться. Сегодня в регионе работает около 80 школьных музеев разной направленности. Как сделать их работу лучше? Чем заинтересовать молодежь, чтобы экскурсии в такие музеи не превращались в обыденные «мероприятия»? Этими проблемами озаботились томские ветераны.

«Мастерская» детской души

В последнее время по поводу работы школьных музеев существует множество мнений, высказываний. Тема актуальная. Не так давно, точнее, в 2017-м, в Томской области проходил Год школьных музеев. Поэтому уже имеется определенный опыт их работы. Но совершенствоваться, как известно, никогда не поздно. Особо интересным «ТН» показалось мнение ветерана боевых действий на Северном Кавказе, члена Общественного совета при УФСИН России по Томской области, председателя Общественного совета при УМВД России по региону, члена комиссии по патриотическому воспитанию молодежи Городского совета ветеранов Сергея Сорокова. Он проанализировал деятельность томских школьных музеев, поделился своими мыслями и высказал предложения, со многими из которых согласны и учителя, музейные работники.

По мнению Сергея Сорокова, музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования, «мастерская» для формирования детской души. В музее находятся вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны. Здесь, в музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность.

– Главное, ради чего создается школьный музей, – дети. Важно их обучение и воспитание, развитие и социализация. Все традиционные музейные функции подчинены главному, – говорит Сороков. – Какой бы тематике ни был посвящен школьный музей: войне или истории школы, писателю, поэту или общественному деятелю, он всегда воспитывает патриота своей Родины, рождает в ребенке гордость за свою школу, за себя и свой труд. Школьный музей только тогда жив, когда в нем работают ученики: пишут исследовательские работы, проводят экскурсии, выпускают газеты.

Музейная школа жизни

Со своим коллегой соглашается руководитель музея боевой славы 19-й гвардейской стрелковой дивизии школы № 32 Томска Анатолий Полтанов.

– Действительно, музей – это возможность прикоснуться к истории, утверждает он. – Здесь сосредоточен огромный исторический, культурный пласт, представленный предметами. И на основе этих предметов мы можем проследить связь поколений, связь времен. К сожалению, учебники и фильмы не дают таких ощущений, как предметы из прошлого, к которым можно прикоснуться.

Важно и то, что в музее подросток может и должен работать, а не просто ходить сюда на экскурсии. Он должен заниматься исследовательской деятельностью, вести экскурсии. Так он приобщается в том числе и к научной работе. Потом, в вузе, ему будет значительно проще. Он уже пройдет музейную школу. Курсовая, дипломная работы не будут для него чем-то необычным.

Сергей Сороков считает, что основная масса школьных музеев Томска и Томской области – это музеи, работающие по теме гражданско-патриотического воспитания на примерах подвигов томских воинских формирований и томичей на фронтах Великой Оте- чественной войны. Их основная задача – сохранить историческую правду о ней, ее героях, проявивших себя как на полях сражений, так и в тылу. Как наиболее эффективно справиться с этой задачей?

Общественник считает, что в сферу деятельности музея должны быть включены все возрастные группы ребят, начиная с младших школьников. Кроме того, каждый учебный год должен быть насыщен различными мероприятиями гражданско-патриотической направленности. Причем это касается не только празднования Победы в Великой Отечественной войне.

История – источник воспитания

– С каждым годом этих юбилеев в нашей стране все больше и больше, – отмечает ветеран, – и это наша история, которая и должна быть источником патриотического воспитания. Главное направление всех мероприятий, проводимых в школе по патриотическому воспитанию, – сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа.

Сергей Сороков предлагает несколько направлений работы школьных музеев. Это подготовка и проведение экскурсий в школьных музеях на тему «Наш край в годы войны», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, шефство над ветеранами в самом широком смысле этого слова, участие в городских и районных мероприятиях, посвященных празднованию дня Победы в Великой Отечественной войне, уроки мужества, посвященные Дню неизвестного солдата, Дню героев Отечества и другим знаменательным датам в военной истории России.

Очень полезными и интересными для ребят будут экскурсии на тему «Мы не помнить об этом не вправе», посвященные полному снятию блокады Ленинграда; конкурс чтецов, посвященный Победе в Великой Отечественной войне; проведение декады ко Дню защитника Отечества с приглашением на встречу ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на о. Даманском, в Афганистане, на Северном Кавказе и других локальных конфликтов, проведение дня памяти «Они живут, пока мы помним» о погибших учениках школы в горячих точках с приглашением их родственников и друзей, участие в работе по благоустройству и уходу за братскими захоронениями и памятником «Отечества сыны достойны».

Школьные музеи – центры краеведения

Еще один момент, на который обращает внимание Сергей Сороков, – краеведческая работа. Нередко школьные музеи выступают как центры краеведения, рассказывающие о районе, в котором располагается школа, о знаменитых жителях и учениках школы. В пример можно привести музей школы № 35 «Моя Степановка», посвященный истории создания поселка, его знаменитым жителям, среди которых фронтовики, труженики тыла, ударники труда. Или музей школы № 19, посвященный микрорайону Спичфабрика и его знаменитым жителям. А также музей Героя Советского Союза Ивана Черных в школе № 4.

– В работе этих музеев прослеживается желание привить каждому ребенку любовь и гордость к своей школе, к своему микрорайону, городу, региону, а в конечном итоге – к стране, – отмечает Сергей Сороков.

Экономия на истории неуместна

И все же главным методом музейной образовательной деятельности Сергей Сороков считает, конечно же, экскурсии. По мнению Сергея Петровича, экскурсии в школьных музеях должны проводить экскурсоводы из числа учащихся, как это происходит в школе № 35, в которой находится школьный музей «Моя Степановка».

– Здесь музейная работа методически разнообразна, и это разнообразие поражает своей новизной и размахом. В такую работу легко внедряются новые формы и методы нравственного воздействия на душу и сердце посетителей, – подчеркивает ветеран.

Сороков сетует на то, что, как правило, музейную работу ведут преподаватели дополнительного образования, не всегда имеющие профильную подготовку, поэтому таких специалистов необходимо готовить, а это уже задача департамента образования региона.

– Если мы хотим действительно воспитать патриота, то для этого должна быть и соответствующая материальная база, которая на сегодняшний момент недостаточна, – отмечает Сороков. – Экономя сегодня на патриотическом воспитании, мы завтра можем потерять больше, потому что в обществе, где исчезает идеология, ее место тут же пытается занять другая. Порой чуждая и враждебная, цель которой – поработить умы молодого поколения, посеять в их сознании сомнения в правдивости истории нашего Отечества, в духовных ценностях нашего народа, в том, чему учили нас наши предки.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 17 =