Жизнь происходит на земле

Анатолий Рожков

Анатолий Рожков: Важно суметь, не тормозя лидеров, подтянуть отстающие муниципалитеты

Анатолий Рожков был назначен вице-губернатором 9 апреля – он стал одним из первых членов команды губернатора Сергея Жвачкина. Должности заместителя по взаимодействию с органами местного самоуправления также прежде не было – муниципалитеты курировали полномочные представители губернатора, но этот институт, так и не встав на ноги, был отменен.

Жизнь происходит на земле, на местах – этот тезис в последнее время звучит все чаще из разных уст. Между тем на этих «местах» накопилось такое количество проблем, что не всегда бывает понятно, как их разгребать. Какие рычаги применять и куда двигать томскую глубинку?

Все это стало темой разговора «ТН» с вице-губернатором «по самоуправлению» Анатолием Рожковым.

Гарантия стандарта

– Анатолий Михайлович, круг вопросов, которыми вы занимаетесь?

– Взаимодействие с органами самоуправления, создание эффективного кластера развития территории. В этот круг входит и развитие экономики, и территориальное планирование, и межбюджетные отношения. Цель – чтобы муниципальные образования и их население оказались в максимально равных условиях. Не сравнить же по условиям Томск, Каргасокский, Парабельский, Александровский районы с Тегульдетским, Бакчарским, Чаинским…

– И как выравнивать эти условия? Все забрать и поделить?

– Нет, конечно, тогда теряется мотивация к развитию. Важно суметь, не тормозя лидеров, подтянуть отстающих.

– Ну как, к примеру, подтянешь поселок Киндал в Каргасокском районе: за тремя речками, без дороги, две сотни жителей, а школу, ФАП содержать надо. Ученики там становятся золотыми… Не можем же мы сохранить сеть советских населенных пунктов, созданную под совершенно другую экономику?

– Да, мы тратим на обучение одного ребенка в некоторых населенных пунктах 250–270 тыс. рублей в год. Деньги колоссальные. Но ведь больше-то затрат никаких: вопросы благоустройства, инфраструктуры, допобразование… Нужен стандарт: минимальный набор гарантированных услуг, одинаковый для всех территорий. Мы понимаем, что всех не выровняем. Но, к примеру, начальное образование высокого качества должно быть гарантировано для всех МО на 100%. А дальше – по приоритетам. Кстати, и в советское время приоритеты определялись исходя из развития территорий…

Поделить полномочия

– Необходимо укрупнение населенных пунктов?

– Ответ на этот вопрос должны дать не чиновники, а совет территории, совет общественности. Нужны управляющие общественные институты, причем в них не должны входить представители власти. Инициатива, предложения, совместные решения должны быть связаны с идеями, которые формируются на территории.

– Институт полпредов губернатора отменен. Как будет строиться работа областной администрации с муниципалитетами?

– В структуре администрации появится комитет по местному самоуправлению. Он будет заниматься вопросами территориального планирования и бюджетной обеспеченности. Львиная доля работы – анализ деятельности органов местного самоуправления, разработка стратегии развития, работа с муниципальными образованиями для определения возможности делегирования им полномочий со стороны субъекта. Мы понимаем, что сейчас зачастую идет дублирование функций на федеральном, областном, муниципальном уровнях.

– И какие из них будут переданы муниципалитетам?

– Принцип такой: если полномочия на уровне МО могут быть выполнены более качественно, чем на областном, из-за того, что люди ближе к проблеме, их нужно передавать.

– Например?

– Возможно, вопросы занятости, ряд других… Нужно провести тщательную ревизию, просчитать все с разных точек зрения. Вот были переданы вопросы опеки и попечительства муниципалитетам. Сейчас смотрим: наверное, предоставлением жилья удобнее заниматься муниципалитетам, но вот профилактику, наверное, муниципалитету делать сложно. Соцзащита оказывает поддержку людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Но ситуацию надо улавливать раньше – до того, как человек переступит некую черту… А это уже сложные технологии, профессиональный подход. Работа с приемными семьями тоже, скорее всего, не уровень муниципалитета – нужна помощь педагогов, психологов.

Территориальное планирование

– Сумеют ли районы без нефти выбраться из бедности?

– Просто агитировать за увеличение налогооблагаемой базы бесполезно. Мы хотим изменить подходы к капитальным вложениям. Отбор бюджетных инвестпроектов (например, строительство спортзалов, бассейнов) будет вестись в соответствии с приоритетностью. Главное: объект появится в том МО, которое готово его самостоятельно содержать. Это будет стимулировать органы местного самоуправления к приросту собственных доходов. Второе: надо формировать программы развития территорий. На июльском заседании областной Думы внепланово рассмотрен вопрос и выделено 119 млн рублей муниципалитетам на составление схем территориального планирования. Эта работа будет выполнена в течение зимы. Без привязки к этому документу никакое строительство вестись больше не будет.

Все это в комплексе замотивирует органы местного самоуправления заниматься увеличением налогооблагаемой базы.

– А сама эта база пока не растет?

– Номинально рост 107–108%, но, если учесть инфляцию и перевести в сопоставимые цены, реально подрастает всего на 1–3%. Этого недостаточно.

– Какие проекты в каких районах смогут изменить их экономическое положение?

– Если мы это будем придумывать в Томске и навязывать муниципальным образованиям, ничего не добьемся. Нужно создавать возможности! Мы ждем от каждого МО предложения, как они видят дальнейшее развитие территории. Они должны выдать идею, по которой мы вместе начнем работать. Сейчас мы понимаем: необходимо вернуться к добыче и переработке рыбы. Отдаем себе отчет, как это сложно – вернуть с вольных хлебов рыбаков. Но предлагают, например, восстановить рыбозавод в Александровском районе, а насколько муниципальное образование, население к этому готовы? Кто там будет работать? Ведь зарплату инвестор не положит такую же, как у нефтяников…

Форс-мажор

– Только вступив в должность, вы попали в полымя – работали из-за пожаров в чрезвычайном режиме…

– С лесными возгораниями и раньше сталкивался, когда работал главой администрации Каргасокского района, но нынче впервые в жизни видел, как пожар шел по болоту… Беда сегодня у жителей области двойная – огонь и засуха.

– Ущерб для населения возможно сосчитать?

– Нормальная семья при хорошем урожае ягод, грибов и орехов за сезон зарабатывала от ста тысяч рублей и выше. На эти деньги совершали покупки, готовились к зиме, проводили ремонт… Дикоросов, на которых люди жили, нынче не будет. А готовить детей к школе нужно, ЖКУ оплачивать… Студентам из отдаленных поселков будет проблематично оплачивать проезд к месту учебы. Необходим механизм поддержки семей ряда населенных пунктов, где люди жили за счет дикоросов. Сегодня все понимают: пожары и засуха обострят проблемы, которые и раньше были на селе. Как перезимуем? Сохраним дойное стадо? Что будем весной сеять?

– Решение, связанное с помощью в заготовке кормов, губернатором принято…

– Да, губернатор встречался с работниками сельхозпредприятий, был определен минимальный уровень поддержки – 148 млн

рублей. Зафиксировали объемы заготовок и поголовье на 1 августа, помощь оказывается с условием сохранения или наращивания численности. Поскольку в среднем потеряно 40% урожая, и затраты на условную голову решено увеличить на 40%, так что стартовые условия для всех одинаковые. Дальше придется решать вопрос по закупу семян и т.д.

Под другим углом

– К октябрьским выборам готовитесь?

– Выборы глав районов пройдут в Каргасокском, Асиновском и Верхнекетском районах. Нам небезразлично, кто придет. Но административный ресурс применять не будем. Мы побывали в районах, встретились с нынешними руководителями, с лидерами общественного мнения, с оппозицией. Говорили: предлагайте, кто реально нужен территории? Потом запускали предложенные имена в социологию. Через две-три недели снова встречались и показывали рейтинг. Навязывать кандидата от власти бессмысленно. Но хотелось бы, чтобы на выборы шли те, кому население реально доверяет, кто способен принести пользу людям.

– Что видится под другим углом из кресла вице-губернатора?

– Больших неожиданностей нет. Но обнаружил, например, что уровень квалификации руководителей муниципальных образований сильно разнится. По-другому взглянул на небольшие муниципалитеты в 10–12 тыс. населения – проникся их проблемами. Они выполняют те же функции, что и большие, но с совсем другим штатным расписанием. Никогда не думал, что настолько сложна ситуация в ЖКХ ряда районов. То, что сегодня разрабатывается программа газификации, – это не просто экономический, а важнейший социальный проект, вопрос безопасности в конечном счете. Поэтому губернатором решено выделить из областного бюджета 511 млн рублей на разработку проектно-сметной документации, а районам мы помогаем составить долгосрочные программы.

Инициатива, предложения, совместные решения должны быть связаны с идеями, которые формируются на территории.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + семнадцать =