TNews715_06

Новому инструменту управления в Томской области – экспертным советам при заместителях губернатора – исполнился год. Принципиально иной философией и практикой, по замыслу губернатора, должно было стать не формальное совещательное функционирование советов для утверждения – с легкой корректировкой – спущенных сверху решений, а широкое обсуждение реальных мероприятий по основным проблемам жизни области. Главное, чтобы все выводы комиссий были просты и понятны людям. Следовательно, основным замыслом деятельности экспертных советов должна была стать оптимизация связи власти и общества. В число экспертов на конкурсной основе во-шли профессиональные, компетентные и известные люди – управленцы, предприниматели, ученые, общественники, журналисты.

Сложилась ли у нас система объективного аудита, при которой ни одно стратегическое решение не проходит без экспертного обсуждения? Какие темы поднимаются на подобных заседаниях? Рождаются ли в критике и сомнениях разных людей командные проекты?

На прошедшем в декабре прошлого года совместном экспертном совете при вице-губернаторах по экономике и инвестиционной политике при участии около 30 экспертов рассматривались два проблемных вопроса: об изменениях в инвестиционной политике ООО «Горсети» и о реализации проекта «ИНО Томск – 2020».

По форме это напоминало некий состязательный полилог, где хозяйствующий субъект и потребитель (общество) аргументированно объясняли свои цели, боролись по гамбургскому счету, при честном судействе за признание своей позиции.

Мы все зависим от тарифа

Город развивается. Растут микрорайоны, возникают новые производства, и, естественно, законы физики не обойти: электроэнергии требуется больше, к тому же ее необходимо передать потребителю без потерь. Нужны сети, подстанции для соблюдения параметров надежности и качества. Развитие сетей – это инвестиции города в свой рост, свое будущее, это экономическая и социальная безопасность.

Компания ООО «Горсети» входит в число самых крупных игроков на рынке, поставляющих этот важнейший ресурс. Достаточно только назвать некоторые цифры ее активов: 2 078 км линий электропередачи, персонал – 797 человек, ежегодные объемы передачи энергии составляют 1,61 млрд кВт.ч, более 1 600 ежегодно подключаемых к сетям потребителей. Сразу становится понятной роль предприятия в жизни Томска.

Как у всякой производственной компании, у «Горсетей» есть источники развития: тариф на технологическое присоединение (он небольшой и фиксированный), собственные средства  и самый весомый, в размере 355,5 млн рублей, или 70,2%, тариф на передачу электроэнергии через инвестиционные программы. Заявка компании на корректировку этих программ и стала главной причиной рассмотрения ситуации на экспертных советах.

Известно, что любая оптимизация, как правило, увеличивает стоимость продукта, поэтому вопросы экспертов и сводились к тому, правомерно ли в тарифы включать траты на корректировки инвестпрограмм сетевых компаний, почему потребителям приходится платить чуть больше и по назначению ли идут инвестиции.

Озвученная позиция «Горсетей» проста: при формировании инвестиционной программы не учитывались возникающие технические сложности присоединения потребителей. К тому же город не поспевал, многих объектов еще просто не было, сетевое хозяйство приходилось строить в чистом поле. Но все же компании удалось сгладить диспропорции при выполнении программы: либо снизить объемы, либо перенести строительство своих объектов на дальние сроки. И в результате объем утвержденных средств не изменился.

Главной же причиной необходимости корректировки задач «Горсети» считают организационные проблемы. Отсутствие единой стратегии привело к хао-тическому расширению города. Неразбериха создала бюрократические проволочки с оформлением земельных участков и уже готовых объектов «Горсетей». И еще один мощный дестабилизирующий фактор – невыполнение планов строительства застройщиками.

Но вопреки трудностям в результате реализации инвестпрограммы удалось построить 117 км линий электропередачи.

Цифры и факты «Горсетей» подтвердил приглашенный представитель Департамента тарифного регулирования ТО. Да, действительно, тариф от корректировки больше не стал. Он утвержден, программа же поменялась только внутренними перестановками. Оплата потребителей не выросла. Замечаний к программе у регулятора нет. Так что, томичи, все в порядке.

Но, задавая острые вопросы, сомневаясь в прозрачности корректировки, поскольку экономический эффект от реализации 77% мероприятий инвестиционной программы практически отсутствует, эксперты все же пришли к выводу, что все вопросы снимутся, если у Томска будет реальный, системный план развития и, несомненно, жесткое его выполнение под контролем власти и общества.

Таков же был результат работы специальной рабочей группы, посчитавшей главной причиной корректировки организационные недочеты и призвавшей корректировки инвестиционной программы «Горсетей» на период 2012–2014 годов одобрить. Главный итог: обществу понятно состояние дел с реализацией инвестпрограмм в компании и пути экономии средств потребителей с учетом необходимого развития сетевых производств.

В поисках второго дыхания

Существуя с октября 2011 года, программа «ИНО Томск – 2020» по большому счету имела своей конечной целью Сибирские Афины превратить в Сибирский Сингапур, дабы обеспечить нашему региону инновационное и технологическое лидерство по семи направлениям. И, что самое существенное, выпестовать новый для старинного города облик и стиль – динамичный и бурно обновляющийся, задающий ритм жизни в регионе.

За два года появились заметные результаты: ключевые университеты – ТГУ и ТПУ вошли в российский список топ-15. Инфраструктура ОЭЗ ТВТ «Томск» пополнилась третьим корпусом, прирастила земельные объемы северная площадка. Ближе и прочнее подтянулись в своих стратегических замыслах к Томску крупные корпорации.

Газпром, например, не только стал активней формировать программу импортозамещения через заказы томским заводам, но выделил через «Трансгаз» 20 млн рублей на проектирование набережных областного центра.

Не только достижения услаждали слух томичей, но и встревожили пробелы – некоторая утрата темпов. Как выясняется, нас уже теснят и обходят конкуренты – рвущийся в бой за новациями Новосибирск и мощная ОЭЗ «Иннополис» Татарстана. Показатели же нашей инновационной активности упали с 18% в 2010 году до 11% в 2012-м. Доля высокотехнологичных товаров сократилась с 2,7 до 1,6% в 2012 году. Самое печальное – в Томской области не стало крупных инвестиционных проектов. Пользуясь спортивной терминологией, накопилась усталость и жизненно необходимо второе дыхание на новый этап, а значит, нужны новые позитивные достижения.

Ко всем предлагаемым традиционным мероприятиям по активизации работы, как то: усиленное позиционирование Томска в Москве (для этого в январе приглашен министр Минрегиона Игорь Слюняев), концентрация элементов социума вокруг прорывных тем, развитие крупного бизнеса – из новых инициатив добавляется, пожалуй, только привязка «ИНО Томск – 2020» к нарождающейся агломерации.

Также к первоочередным проектам на сессии «Новые контуры стратегического развития Томской области – обновление «ИНО Томск – 2020» эксперты отнесли развитие традиционных секторов экономики: глобализацию транспортной инфраструктуры и формирование комфортной городской среды.

– Разве только эти меры избавят нас от инвестиционного голода? – задался вопросом член экспертного совета по экономике Александр Уваров, проректор по инновационной работе и международной деятельности ТУСУРа. – Рассчитывать на инвестиции крупных госкорпораций можно, и механизм работы с ними есть. Это возможно только кластерной политикой, о которой у нас основательно подзабыли.

Если очень просто о кластерной политике, то медики должны заниматься своими медицинскими проблемами, а за всю радиоэлектронику должны отвечать структуры этого направления при поддержке ведомств. Каждый ведет свое дело, зная его досконально.

А ведь именно такая политика во многом обеспечивает повышение конкурентоспособности, и именно благодаря ей происходит внедрение инноваций. Подходящая для нас дирижистская модель (когда государство активно регулирует процессы экономики), как в Сингапуре, Южной Корее, Японии, в которых государство играет более активную роль в процессе формирования кластеров и включает в себя комплекс мер – от выбора приоритетных направлений и финансирования программ по развитию региональных кластеров до целевого создания ключевых моментов. Главным условием успешной организации таких кластеров является скоординированная и целенаправленная деятельность всех причастных государственных ведомств. Плюс стабильная долгосрочная государственная экономическая политика в инвестиционной, налоговой и инновационной сферах.

Именно оттого, что у нас нет лидера кластерной политики и пока господствует межведомственная разобщенность, мы недостаточно позиционируем себя в министерствах, недополучаем финансирование из федерального центра (в этом году Самара получила 300 млн рублей, а мы чуть больше 40 млн). В отсутствие действующего кластерного центра нам трудно сформировать компетентные и профессиональные делегации на важные для области представительные форумы, а значит, пользы для области мало.

Экспертный совет живо обсудил дальнейшие шаги. Основным предложением является встраивание системы управления проектом «ИНО Томск – 2020» в управленческую структуру администрации Томской области.

Возможно, так, руководствуясь дорожной картой проекта и активной работой экспертов, томское научно-экономическое сообщество двинется за лидером. Вполне возможно и то, что эти первые шаги в формировании реальной политики управления через внешнюю экспертизу укрепят мостик власть – общество, сделают его более осязаемым. На одной земле живем и дела решаем миром.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 56 = 58