В 2011 году томичи купили в два раза больше автомобилей, чем в прошлом. Эксперты связывали рост объема продаж в первую очередь со стабилизацией экономики после кризиса. Однако в середине августа у новоявленных (да и всех прочих) автовладельцев появился повод для тревоги: на некоторых заправках подорожал бензин. Автолюбители, памятуя апрельскую топливную историю (когда одни заправки опустели, а на других выстраивались очереди), заволновались: не предвестие ли это второго «бензинового кризиса»? И что дальше будет происходить с ценами?

Строить прогнозы, конечно, сложно. Тем не менее торгующие топливом крупные компании (признавая, что на рынке нефтепродуктов по-прежнему сохраняется существенный недостаток высокооктановых ов) повторения апрельской ситуации не ожидают. К примеру, НК «Роснефть» приняты меры по обеспечению АЗС (АЗК) не менее чем 20-дневным запасом топлива.

И все же некоторая напряженность на топливном рынке остается. Самые острые «бензиновые» проблемы еще не сняты. Например, запрет на продажу в России бензина класса «Евро-2» с нынешнего года: на перестройку нефтеперерабатывающих производств – путь, который у Европы занял два десятилетия, – отечественным компаниям практически не дали времени. Да и российский потребитель к переходу на экологичное высокооктановое топливо оказался не готов: спрос на «народные марки» бензина по-прежнему высок…

Сейчас правительство всерьез думает над возможностью введения моратория на запрет «Евро-2». А большинство крупных игроков топливного рынка уже согласовало с ФАС, Ростехнадзором и Ростехрегулированием свои обязательства по реализации инвестиционных программ модернизации нефтеперерабатывающих заводов: они будут переходить на производство более качественных нефтепродуктов поэтапно, в соответствии со складывающимся спросом.

Вторая нерешенная топливная проблема, грозящая рано или поздно обернуться неприятностями, – рыночная цена на бензин значительно выше той, по которой крупные компании вынуждены реализовывать топливо в соответствии с требованиями регулирующих органов. Та же «Роснефть», стремясь сдерживать уровень цен, только в первом квартале в целом по стране потеряла 880 млн рублей. В такой ситуации нефтяникам продавать бензин просто невыгодно, а более мелкие частные компании и вовсе не могут позволить себе подобной политики.

В поисках решения апрельского кризиса власти во многих регионах активно поддержали местных продавцов: приоритет в распределении бензина, кроме прямых потребителей, отдавался независимым АЗС, и дешевое топливо отпускалось именно им. При этом у независимых мелких операторов маржа порой больше, чем у госкомпаний. В этом – другая нелицеприятная сторона медали политики сдерживания цен: перед региональными игроками открываются широкие возможности для злоупотреблений и спекулятивных заработков.

Вопрос, как сделать рынок более цивилизованным, и предстоит решить сообща правительству, регулирующим структурам, крупным компаниям и независимым продавцам-частникам. Ведь только в условиях открытого и прозрачного рынка можно обеспечить необходимое и стабильное распределение нефтепродуктов по всем регионам России и навсегда забыть о таком понятии, как топливный кризис.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 78 = 85