Губернаторский Светленский лицей принял участников всероссийского совещания педагогов

IMG_9298

С давних времен Томск прочно удерживает статус города студентов, но в последние годы славу ему приносят также школьники и лицеисты. Участвуя в интеллектуальных состязаниях всероссийского уровня, они все чаще и чаще возвращаются домой с триумфом.

В конце сентября в Томске побывали представители Министерства образования и науки РФ, руководители и сотрудники региональных департаментов, управлений и министерств общего образования, вузов и институтов повышения квалификации педагогов, директора школ. Здесь прошел всероссийский семинар-совещание «Федеральные государственные образовательные стандарты: эффективные педагогические и управленческие практики». Судя по географии участников, посмотреть на томское ноу-хау в образовательной сфере приехали педагоги из 42 регионов.

В течение двух дней гости знакомились с особенностями работы Поросинской средней школы, лицея №1 им. А.С.Пушкина, гимназии №6 в Томске. Но большую часть времени они провели в стенах Губернаторского Светленского лицея. Для его обитателей такие визиты давно уже стали привычным явлением.

Без эмоций школы нет

Как отметил заместитель губернатора Томской области по социальной политике Чингис Акатаев, для старта семинара-совещания этот лицей выбран не случайно: он работает в режиме эксперимента с начала 1990-х годов и сегодня является федеральной инновационной площадкой Минобрнауки, не имеющей аналогов в России.

Здесь дети занимаются без акцентов на физике или лирике, одновременно развивая художественные навыки и склонность к точным наукам. О таких новациях, как эмоциональное образование, безотметочное обучение, эффективное слияние общего и дополнительного образования, поведал собравшимся народный учитель России, директор авторской школы «Губернаторский Светленский лицей», автор педагогических книг, поэт, философ, художник Александр Сайбединов.

– Это не школа юных художников, – сразу отметает расхожий ярлык Александр Геннадьевич. – Просто творчество в лицее выведено на тот уровень, которого ни в российском, ни в мировом образовании нет.

Говоря о концепции эмоционального образования, Александр Сайбединов обращает внимание на тот факт, что крен в сторону научно-технического направления имеет опасные тенденции. Современная цивилизация постаралась сделать все, чтобы человек перестал читать, писать, считать и… рисовать.

– Да, можно увеличивать количество часов по математике и физике в школе, но результат будет невеликим, – утверждает Александр Сайбединов. – Изменения станут заметны только в том случае, если школьники будут понимать, для чего им все это нужно. И здесь на помощь приходит эмоциональное образование, где школьник сможет идентифицировать себя, понять, в каком мире он живет. В существующей системе образования ученик не вступает в диалог с учителем, он только получает информацию. А переработкой информации, ее осмыслением «занимаются» предметы, развивающие творческое мышление. Приходя на разработанные в лицее уроки практической философии, изобразительного искусства, основ дизайна, ученик может вести диалог с собой, с этим миром.

Красота – спаситель человечества

В Светленском лицее к внед­рению инновационной модели образования приступили еще в 1995 году. Здесь полностью изменили содержание образования, структуру обучения. В обычной школе на последнем месте всегда остаются труд, рисование и физкультура. Но ведь это, по убеждению Александра Сайбединова, противоречит самой диалектике жизни, где главной ценностью является красота как естественный двигатель развития всей цивилизации. Например, для того чтобы укрыться от снега, мы строим дворцы, а не хижины; для тепла мы надеваем не просто шкуры, а красивую, модную одежду. Художник как философ существует везде, в том числе внутри каждого из нас. Вот что нужно доносить для школьников.

В Светленском лицее все предметы художественно-эстетического цикла принципиально идут по безотметочной системе: ученику важна оценка в виде отношения учителя к его работе и чувство удовлетворения.

Здесь полностью решена проблема дополнительного образования и его доступности, работает интернат, где живут и обучаются дети из районов Томской области и регионов Сибири. Потому что все эти компоненты, акцентирует внимание директор, по форме и есть массовая школа, в которой успешно работают технические клубы, научные лаборатории, творческие мастерские.

– Хочу поблагодарить областную администрацию за оказание всяческой поддержки, в том числе и финансовой, в проведении такого статусного совещания у нас в Томске, – сказал после проводов гостей Александр Сайбединов. – Прогрессивное видение губернатором Сергеем Жвачкиным тех процессов, которые действительно важно предъявить российскому образованию, очень перспективно и полезно. Подобные совещания для Минобрнауки являются квартальными. Сентябрьский семинар в Томске признан московскими экспертами самым лучшим как по содержанию, так и по организации.

лицей

Модель для тиражирования

В лицее нет платных образовательных услуг.

– Там, где шуршат деньги, голоса учителя не слышно, – убежден Александр Геннадьевич.

Система многоуровневого обучения, дающая лицеистам широчайшие возможности интеллектуального и творческого развития, целиком укладывается в рамки государственного финансирования, без дополнительных затрат, что особенно актуально для социально незащищенных слоев населения. В лицее, рассчитанном на 400 мест, учатся самые обыкновенные дети, их зачисление происходит на основе собеседования. Конечно, в большинстве своем это юные светленцы, а также жители из Александрова, Молодежного, Рассвета, Корнилова, Октябрьского, встречаются и томичи.

Лицей – это массовая модель школы, дающая возможность получать качественное, современное элитарное образование как физикам, так и лирикам. И, как любая модель, она легко тиражируется. От взрослых требуется лишь воля и огромное желание перемен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − тринадцать =