Как создавался главный закон Томской области

TNews794_13
20 лет назад, 26 июля 1995 года, Томская областная дума после долгих споров и обсуждений приняла Устав Томской области. С тех пор он не претерпел никаких значительных изменений. «ТН» приводят воспоминания всех сторон, которые принимали участие в разработке основного закона региона: представителей исполнительной и законодательной ветвей власти и юристов, а также его оценку со стороны действующих депутатов Законодательной думы Томской области.

Куприянец_1Александр Куприянец,  заместитель председателя Законодательной думы Томской области, председатель бюджетно-финансового комитета (в 1995 году – глава администрации Колпашевского района):

– Лучше всего об Уставе Томской области говорит тот факт, что за 20 лет у нас не было ни одного серьезного противостояния между исполнительной и законодательной властью, дело ни разу не доходило до суда. Поэтому надо отдать должное депутатам, которые готовили, разрабатывали и принимали этот документ. Самые главные принципы, заложенные в уставе, – соблюдение прав и свободы человека, то есть того, что прописано в Конституции РФ. В то же время основной закон подразумевает разнообразие форм экономической и политической деятельности, а также разграничение полномочий властей. Я в областной Думе уже 15 лет, за это время между различными ветвями власти были разве что небольшие разногласия. Мы садились за стол переговоров, создавали рабочую комиссию и всегда, опираясь на положения устава, находили выход.

БарнашовАлександр Барнашов, доцент, заведующий кафедрой конституционного и международного права Юридического института ТГУ:

– Устав Томской области принимался в очень интересное, пусть и очень сложное время. В тех условиях, когда даже статьи Конституции РФ имели противоречие. В частности, там говорилось, что все субъекты равны между собой, в то же время республики получили право принимать собственную конституцию. И края, области тоже захотели получить больше прав. Возможно, именно поэтому Дума Томской области некоторое время носила название государственной. Но в целом у нас каких-то стремлений подняться выше не было, и процесс разработки устава шел трезво. У нас на руках была модель основного закона субъекта РФ, рекомендованная на федеральном уровне. Его мы и взяли за основу. Большое количество споров было связано с тем, что в работе координационного совещания по созданию устава принимал целый ряд ученых и общественных деятелей. У всех были разные подходы. Ученые выступали за создание Уставного суда, депутаты – против. В итоге победила формулировка, что в Томской области «может быть создан Уставный суд». Фактически он так и не был создан. Теоретические дискуссии шли несколько месяцев. В результате взаимных компромиссов были учтены интересы и Федерации, и нашей области как субъекта РФ, и всех ветвей власти. Устав получился продуманным, сдержанным и был написан на высоком юридическом уровне. Я считаю, что мне повезло в жизни: я участвовал в таких важных событиях, как совещание по доработке проекта Конституции РФ и работа над проектом Устава Томской области.

Шамин_2Григорий Шамин,  мэр ЗАТО Северск (в 1995 году – заместитель губернатора Томской области, с 1997 по 2010год – депутат областной Думы):

– Устав Томской области – уникальный документ, он построен на компромиссных решениях. Это было очень непростое время: распад СССР, переходный период. В 1993 году перестал существовать Совет народных депутатов. И тогда по поручению губернатора Томской области Виктора Кресса была создана рабочая группа для подготовки документа, на основе которого должны были работать все ветви власти. Но на основе чего разрабатывать сам этот документ? Необходимо было четко закрепить принцип разделения властей – на законодательную, исполнительную и судебную. Тем более перед глазами был опыт преодоления противостояний 1993 года. Поэтому все понимали, что нужно создать такой документ, который не содержал бы в себе основ для конфликта. Ведь все подобные вещи происходят из-за пробелов в законодательстве или двусмысленности формулировок. Поэтому мы старались разрабатывать положения устава таким образом, чтобы не было никаких пробелов или двойных трактовок.

Мальцев_2Борис Мальцев,  депутат Законодательной думы Томской области всех созывов (в 1995 году – председатель облдумы, один из непосредственных авторов Устава Томской области):

– В 1994 году депутаты областной Думы впервые были избраны по новым правилам, на демократической основе. Мы стали представителями законодательной власти, поэтому должны были создавать законы. Первый и самый главный из них должен был определить правила игры на территории нашего региона. Томской области было несколько проще разрабатывать устав, потому что у нас мощнейшая юридическая школа. Однако первый вариант, предложенный учеными ТГУ, мы отвергли. Там были прописаны слишком идеалистические нормы. Началась кропотливая работа: я попросил найти уставы других регионов, уставы некоторых государств. Вторую версию Устава Томской области решительно отверг тогдашний губернатор Виктор Кресс. Пришлось всем идти на компромисс, была создана комиссия, которую возглавляли я как председатель Думы и Виктор Мельхиорович. В течение месяца мы заседали практически каждый день, и у нас были очень жаркие споры. Может ли Дума снять губернатора? Должны ли мы утверждать кандидатуры руководителей исполнительной власти? Кто отвечает за собственность? Зато принятый в итоге документ получил одобрение не только всех участников процесса, но и демократической элиты региона. И даже был издан за рубежом как образец демократии и равновесия властей. Нам удалось сделать такой документ, который уже 20 лет обеспечивает спокойствие во власти: разные ее ветви должны работать, а не ругаться между собой. Характерно, что за это время в устав были внесены только те поправки, которые требовало федеральное законодательство. Ни общество, ни партии, ни общественные движения никаких изменений в основной закон не предлагали. Значит, их все устраивает.

Кравченко_2Владимир Кравченко,  депутат Законодательной думы Томской области, председатель комитета по законодательству, государственному устройству и безопасности:

– Томская область в 1995 году стала одним из первых субъектов СФО, получивших свой устав. Основная масса регионов принимала его уже после 1997 года.

Устав регулирует огромное количество вопросов – от государственного устройства до прав и свобод жителей Томской области. В нем прописаны те вопросы, которые регион решает совместно с Федерацией. В нем перечислены те, кто обладает правом законодательной инициативы. В этом плане Томская область – один из передовых регионов: часто депутаты говорят о том, что законодательные инициативы должны проходить только через них, но у нас возможностью их внесения обладают уже около 200 субъектов права. Наша региональная конституция – демократичный документ. То, что в Томской области нет конституционного суда, тоже показатель: споров на соответствие тех или иных нормативно-правовых актов основному закону, как правило, не возникает. Дело в том, что это изначально очень продуманный документ с четкими формулировками.

Пункт 1 статьи 1 Устава Томской области гласит: «Устав (Основной Закон) Томской области является основным правовым актом области в системе нормативно-правового регулирования общественных отношений, осуществляемого органами государственной власти с участием населения на территории области. Все другие нормативные правовые акты, независимо от того, кем бы они ни были приняты на территории области, должны учитывать положения Устава и соответствовать ему».
ЦИФРА
129 статей, 59 глав и 12 разделов включает в себя Устав Томской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + 16 =