Заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин предложил правительству вернуть в СМИ рекламу алкоголя и рецептурных лекарств. «Все рассуждения о том, что граждане России могут стать объектами манипулирования, жертвами недобросовестной рекламы, просто унизительны для населения страны, – заявил Алексей Волин. – Запрет на рекламу алкоголя выгоден прежде всего крупным иностранным производителям алкоголя, которые не нуждаются в своей рекламе. А местная отечественная водка, региональная – она не может без рекламы выйти на рынок».
Эксперты «Томских новостей» разошлись во мнениях по поводу инициативы Минкомсвязи.
Это выгодно федеральным производителям
Максим Курохтин, директор по маркетингу ОАО «Томское пиво»
– Я не приветствую инициативу Минкомсвязи. И не столько по моральным убеждениям, сколько по коммерческим соображениям. Реклама алкоголя в СМИ нужна федеральным компаниям, региональным производителям она не выгодна.
Если брать стоимость рекламы в пересчете на одного потенциального покупателя, то в местных СМИ она получается дороже, чем на федеральных телеканалах. Поэтому федеральные производители, размещая рекламу на центральных телеканалах, на привлечение одного покупателя тратят меньше, чем региональные компании, размещающие рекламу на местных телеканалах.
При этом регионалам нет смысла идти в федеральные СМИ и рекламировать свою продукцию, продающуюся в одном или нескольких субъектах РФ, на всю страну. Потому что в этом случае затраты на привлечение одного покупателя будут еще больше, чем при рекламе в местных СМИ. Поэтому, когда реклама была разрешена, мы очень редко ее давали. Мало-мальская рекламная кампания в регионе с населением около 3 млн человек стоит минимум 1,5 млн рублей. Плюс столько же стоило изготовление качественного рекламного носителя.
Зато с тех пор как реклама алкоголя была запрещена, локальные игроки получили фору и развиваются в ущерб федеральным компаниям, отвоевывая рынки сбыта у таких крупных производителей, как «Балтика», «Хайнекен» и так далее.
У нашего предприятия доля рынка и объемы продаж растут. Причем даже новые марки мы умудряемся выводить на рынок без медийной поддержки.
Все пробую сам
Геннадий Поляков, актер Томского театра драмы, заслуженный артист России
– Когда я выпиваю, то не обращаю внимания на рекламу. Раньше, когда я только начинал пробовать спиртное, никакой рекламы не было. Но это никому не мешало пить. Потом, когда спиртное начали рекламировать, это тоже никак не влияло на мои пристрастия. Я никогда не верил никакой рекламе, только себе, поэтому все пробовал сам.
Сейчас, когда я стал пить намного реже и меньше, наличие или отсутствие рекламы спиртного по-прежнему на меня никак не влияет. Я вообще не принимаю никакую рекламу и никогда ее не смотрю. Если я смотрю по телевизору какой-то фильм, то рекламные паузы пропускаю, использую их для передышки и занимаюсь в это время какими-то своими делами.
И уж тем более реклама на меня не действует – никогда не покупал в магазине что-либо из-за того, что увидел соответствующий ролик.
Дорога в ад
Елена Редченкова, главный врач ОГБУЗ «Томский областной наркологический диспансер»
– Я категорически против. Как бы ни обосновывали свое предложение руководители Минкомсвязи, это тот самый случай, когда благими намерениями вымощена дорога в ад. Реклама спиртного вовлекала в пьянство не только взрослых, но и подростков. Она носила изощренный и привлекательный характер, говоря: чтобы быть крутым и успешным, надо пить тот или иной спиртной напиток. Реклама алкоголя делалась на таком высоком профессиональном уровне, что влияла даже на подсознание.
В результате подобной обработки проблема алкоголизма в нашей стране стала еще более острой, чем в советское время. К пьянству приобщилось огромное количество женщин, причем независимо от возраста. А женский алкоголизм зачастую страшнее, чем мужской.
Те подростки, которые когда-то начали употреблять алкоголь благодаря рекламе, сейчас стали взрослыми 20–25-летними юношами, но при этом они до сих пор не социализировались. Пить научились, а зарабатывать себе на жизнь не умеют, не говоря о том, чтобы найти свое место в обществе. Их чрезвычайно трудно лечить от алкоголизма, в том числе потому, что ничего другого они не видели, другой жизни не знают.
Дело даже не в лечении, а вообще в здоровье нации. Ведь как действовала алкогольная реклама? Сначала люди покупали разрекламированное спиртное, а потом, когда оно кончалось, бежали в магазин и брали все, что под руку попадется. Как говорил мой учитель профессор Красик, «пьют все, что горит и булькает».
Алкогольная тема непростая. Это тема рынка и увеличения продаж. А куда их увеличивать? У нас что, мало без рекламы пьют, что ли?
Спорт надо рекламировать!
Владимир Резников, генеральный директор ООО «Горсети», депутат Думы города Томска
– В нашей стране и так спиртное достаточно распропагандировано! В свое время, когда алкоголь начали всюду рекламировать, у нас в 4,5 раза увеличилось количество преступлений, совершенных пьяными людьми. Лучше пусть спорт рекламируют и здоровый образ жизни!
Лезьте в социальные и продовольственные сети
Андрей Белоус, журналист, блогер
– Я взрослый человек, и ни одну из моих вредных привычек невозможно корректировать какими-то ограничениями в законе о рекламе. Мои стереотипы и привычки в алкоголе или еде настолько убедительны и устойчивы, что поводом изменить им, боюсь, я смогу воспользоваться только после смерти. В этом смысле отсутствие рекламы пива в медиа никак не отразилось на моих потребительских свойствах.
Единственная из моих невредных привычек – мои дети. Но я смотрю на взрослого сына и маленьких дочек и понимаю, что это прошло и мимо них тоже. Моей старшей дочери 11, она знает названия популярных алкогольных коктейлей. Почти во всех заведениях Томска можно заказать пина колада или мохито без алкоголя. Она взрослеет и уже почти подросток, поэтому на Новый год, когда били куранты, я разрешил ей попробовать шампанское.
Ребята, рассказывающие нам, что снятие ограничений на рекламу алкоголя в СМИ безответственно по отношению к детям и подросткам, не знают ни детей, ни подростков, ни рынка. Дети не читают газет. Никаких. А подростковые сериалы на развлекательных каналах по контенту не менее убедительны, чем прямая брендовая реклама пива в перерывах.
Основной источник новостей о вредных привычках – в социальных сетях подростков. Потребительская мода сейчас приходит оттуда. Загляните в сети своих детей, и вы поймете, о чем я говорю. Такой же совет ребятам, прикрывающимся нашими детьми, когда обсуждается масштаб ограничений на рекламу алкоголя в СМИ. Лезьте в социальные сети и регулируйте там. Вряд ли у вас это получится, но мы по крайней мере перестанем думать, что вы держите нас за идиотов.
И лезьте в продовольственные сети тоже. Алкогольный маркетинг там не вызывает у вас тревоги за судьбу маленьких покупателей, а газеты вызывают? Их родители в них рыбу заворачивают…
Частичное снятие ограничений на рекламу алкоголя абсолютно уместно. Я понимаю, что почти весь рекламный бюджет алкогольных брендов поделят федеральные телеканалы. Правда, если это смягчение не коснется телекомпаний и власти решат оставить их в действующих рамках закона о рекламе, рекламные бюджеты производителей алкоголя дойдут до региональных и местных СМИ. Ну и местные производители тоже принесут им свои деньги, которые они в последнее время отдавали только владельцам продуктового ретейла за маркетинг на полках.