Джутовая филигрань

Как Крым рукоплескал мастерице из Кожевниковского района

Нарядные куколки с ведерками, где одна краше другой, словно невесты на выданье ждут не дождутся встречи со своими будущими хозяевами. Их в качестве подарка хорошим знакомым создала мастерица из Кожевниковского района Татьяна Семенова. Свою композицию она назвала «У цветочного колодца», поэтому три жгучие казачки набирают из криницы не воду, а изящные дары Флоры. У одной коромысло уже висит на плечах с ведерками, полными ажурных цветов.

Нафантазировать мечту

Судьба накрепко связала Татьяну Семенову с ее малой родиной – селом Зайцево. Здесь прошли ее школьные годы, сюда она вернулась дипломированным специалистом по экономике, устроилась на работу в местный совхоз. В селе повстречала свою вторую половинку. А потом хозяйство «Зайцевское» развалилось. Нужно было чем-то себя занимать помимо домашних хлопот. Традиционно обратилась к рукоделию, но не к простой вышивке или шитью. Она решила освоить джутовую филигрань. Почему выбор пал именно на этот вид ремесла?

– Несколько лет назад в нашем районном центре проходили творческие отчеты сельских поселений, в рамках которых выступали артисты художественной самодеятельности, проводились выставки декоративно-прикладного искусства и народных ремесел, – вспоминает начало своей деятельности Татьяна Семенова. – Я смотрела на изделия рукодельниц – различную вышивку, вязание, и меня вдруг осенило: а что бы такое придумать, чего у нас еще не было?

К тому времени в интернете уже было предостаточно информации о технике джутовой филиграни с онлайн-курсами. Демонстрировались воздушные шкатулки, вазы, карандашницы. Вот и жительница села Зайцево решила попробовать свои силы в столь оригинальном творчестве. И эксперимент удался! Сегодня изделия Татьяны Семеновой украшают дома многих россиян, их изяществом два года назад восхищались мастера-ремесленники из Белоруссии и Украины. Хотя в этом промысле она явный новичок-самоучка.

– Четыре года назад я купила шпагат, клей и начала пробовать, – улыбается мастерица. – И с тех пор только этим и занимаюсь, мне очень нравится. Хотя, конечно, работа трудоемкая.

Она сразу поясняет, что джутовая филигрань – это не намотка ниток на готовый контур изделия, а сборка при помощи клея ажурных джутовых деталей задуманной конструкции в воздухе. Начинала с маленькой шкатулочки, потом пошли корзинки, посуда, птички (есть в ее домашней коллекции роскошный павлин и сорока-модница), а еще рыбки и различные букеты. Ну а самым крупным и особенно любимым детищем хозяйки остается самовар с чайником – символ гостеприимства, благополучия, достатка. Над этим изделием она трудилась около двух месяцев.

Календарные куклы

Среди любимых поделок называет симпатичных медвежат, гнома с лягушкой. Но на особом счету у мастерицы – работа по изготовлению кукол. И подтолкнули ее к этому дочки соседки, играющие с Барби. Когда холодные заморские красавицы надоедали сельским девчонкам или ломались, они их попросту выбрасывали.

– Мне так жалко было на все это смотреть, и тогда я предложила девчатам «подлечить» их раненых кукол, спрятав недостающие руки-ноги-головы под разными нарядами – платьями и шляпками, – рассказывает Татьяна Алексеевна. – А потом незаметно для себя от гламурных красоток перешла на барышень. К Масленице сделала куклу Масленицу на фуршетный стол. Была у меня Снегурочка, Хозяйка Медной горы. А самых малюсеньких люблю наряжать в русском народном стиле с длинными платьями, коронами или повязками на голове. Куклы – это разрядка для меня! Правда, каждый раз задумываю один образ, а в итоге получается совсем другой: в процессе всегда что-то меняешь, экспериментируешь, доклеиваешь.

Сюжеты для своих изделий мастерица черпает отовсюду, и календарь здесь ей первый помощник. В свое время она делала филигранные стопочки к братине (шаровидный сосуд для питья на братинных застольях) к фестивалю казачьей культуры. Прежде чем приступить к выполнению будущего персонажа или предмета, читает о нем, отмечает характерные особенности. Поэтому, говорит рукодельница, она любит их всех. Раньше готовые изделия покрывала лаком, но потом перестала, дав шпагату возможность дышать. От этого, считает Татьяна Алексеевна, ее работы выглядят как живые.

Из всех поделок у нее особенно хорошо разбирают кукол, но многие свои изделия автор просто дарит. Но всегда интересуется надобностью в таком презенте: будет он пылиться или радовать юбиляра-именинника?

Материал для будущих изделий мастерица приобретает в магазинах либо заказывает в интернете, если нужен крашеный шпагат. Цветной идет в основном для создания флористических композиций. А в остальном предпочитает работать с натуральными тонами.

Когда рукоплещут профессионалы

Ажурные изделия самодеятельной рукодельницы из Кожевниковского района можно встретить на различных ярмарках, выставках, фестивалях. Три года назад она участвовала в межрегиональной выставке народных ремесел «Мастера Сибири» в Новосибирске.

– Мои работы заметили сотрудники Новосибирского областного дома народного творчества еще на «Празднике топора» и прислали приглашение – отказаться я не могла.

Увезла свои работы, побывала на открытии выставки, где получила массу позитива и отзывов о своих поделках. Конечно, я не ожидала, что получу диплом первой степени. Но было очень приятно, – вспоминает удачный дебют мастерица из Зайцево.

В 2020 году она решила вновь попытать удачу и приняла участие во Всероссийском фестивале декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Крымская мозаика». Для начала нужно было отправить организаторам презентацию с готовыми работами: первое знакомство прошло на ура. Татьяна Семенова попала в число 26 финалистов из 188 кандидатов и получила приглашение в Керчь. В итоге мастер-самоучка из Томской области обошла в престижном конкурсе мастеров-профессионалов, представлявших различные уголки нашей страны.

– Каждый старался подчерк­нуть национальный колорит своего региона, а у меня как раз все работы выполнены в русском стиле и выдержаны в тонах естественных цветов сена, сухой травы, лыка. Конечно, победа была для меня неожиданной, – признается Татьяна Алексеевна. – Я вообще не предполагала, что меня пригласят на финал, а когда объявили мою фамилию, была просто потрясена.

Вернуться к истокам

По словам мастерицы, организаторы крымского фестиваля оценивали не просто работы участников, а потенциал мастеров, их творческие способности и масштаб.

Правда, будет ли он востребован? Сегодня, признается мастерица, молодежь все больше увлечена цифровыми технологиями. К тому же дети хотят видеть результат своих деяний здесь и сейчас, а на ее мастер-классах требуется усидчивость, кропотливость. Например, на изготовление одной куклы у нее самой уходит не менее двух дней.

– Больший интерес проявляют взрослые: с ними проводим мастер-классы в сельском Доме культуры, – отмечает Татьяна Семенова. – Начинаем со шкатулочек. Во время занятий я получаю столько положительных эмоций от общения с людьми, я вижу, как им это нравится, и потом с чудесным настроением возвращаюсь домой.

С годами она стала понимать, насколько уникальными были вещи ее предков, какие изумительные вышивки гладью оставили после себя обе ее бабушки. Сегодняшние вышивальные машины не способны передать теплоту человеческих рук.

– Я храню тканый кушак прабабушки, ему уже сто лет, – с гордостью рассказывает мастерица. – Мои предки жили в Архангельской области, занимались ткачеством, а для этого отбеливали и красили нити в нужный по узору цвет. Кушак расшит в тонах радуги. Я уверена, что для сегодняшних школьников необходимо вновь вводить уроки труда, где бы девочки могли самостоятельно штопать, шить, вышивать, а мальчишки – выполнять нехитрые столярные работы. Только так можно возвратить утраченные ремесла.

Автор: Татьяна Александрова
Фото: из домашнего архива Татьяны Семеновой

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − девять =