О том, с какими вопросами чаще всего обращаются томичи и удается ли им помочь, рассказывает активист Общероссийского народного фронта юрист Родион Газизов.
Майя Барецкая
-Для Томского отделения ОНФ подобные консультации – новинка, но при администрации Томска такая приемная работает длительное время. Я лично участвовал в ее деятельности более двух лет, – говорит Родион Маратович. – И могу с уверенностью сказать: основные вопросы – те же самые. Чаще всего люди обращаются по поводу расселения ветхого и аварийного жилья: не признают дом аварийным; признали, но не принимают меры к расселению; предлагают неприемлемые варианты расселения… В основном сейчас жалуются на первых двух этапах, жалобы на качество предлагаемого жилья довольно редки. По-прежнему есть вопросы по капремонту, плате за ОДН.
– Зачем в таком случае нужно дублирование?
– Некоторые граждане с недоверием относятся ко всему, что исходит от власти. В этом случае ОНФ, как независимая инстанция, вызывает больше доверия. К тому же у нас есть уникальная и весьма действенная форма работы – круглые столы. Ни в городских приемных, ни в других общественных организациях, насколько мне известно, ничего подобного не практикуется. Только «фронтовики» собирают за одним столом заявителей, представителей органов власти и других заинтересованных сторон. Так как за нами авторитет главы государства, ведь лидер ОНФ – Владимир Путин, официальные лица, как правило, участвовать в наших мероприятиях не отказываются. А встретившись глаза в глаза с пострадавшими, начинают принимать реальные меры. Так что это действительно работает.
– Как часто вы ведете прием и много ли обращений? С чем приходили недавно?
– В последнее время общественная приемная работает по четвергам с 18.00 до 21.00. Обычно приходит человек 15. С чем обращались… Расскажу об одной из самых трудноразрешимых ситуаций. Хотя, на первый взгляд, пример кажется каким-то нетипичным для города, который гордится своими инновациями и высокими технологиями. К сожалению, технико-внедренческая зона не гарантирует наличия канализации. К нам обратились жители многоквартирного дома по ул. Короленко, 15а. Они, а также обитатели нескольких соседних домов жалуются на отсутствие коммуникаций. Шлакоблочные дома канализованы на выгреб. Люди обращались в различные инстанции, в том числе в «Томск-водоканал», но безуспешно. В ближайшее время мы планируем провести круглый стол с привлечением представителей департаментов ЖКХ и тарифного регулирования, того же «Водоканала» и самих жильцов с тем, чтобы определить пути решения проблемы: либо это будет включение этих домов в инвестпрограммы, либо что-то другое.
– Да уж. Какое у нас тысячелетие на дворе… А что-нибудь более современное?
– Человек согласен на расселение в маневренный фонд, но ему отказывают. Пенсионеры не знают, куда обращаться насчет льгот по капремонту. Значит, недостаточно четко разъясняли, да? По поводу сохранения объектов культурного наследия обращаются. Это тоже в определенной степени веяние времени. Или вопросы по оформлению земельных участков в собственность. Есть заковыристые моменты. Например, часть земли с домовладением оказывается в собственности товарищества, а собственники дома всю жизнь платили за нее налоги. Где произошел сбой? И что теперь делать? Мы советуем обратиться, во-первых, в Росреестр, во-вторых, в налоговую. На основании каких документов взимался земельный налог? В зависимости от ответа будем намечать план дальнейших действий.
– Взаимоотношения между жильцами и управляющими компаниями все еще не утряслись? Жалобы на УК есть?
– Куда они денутся. Есть, конечно, но уже немного другие. Жильцы хотят знать, где проходит водораздел между платежами за ремонт и за содержание. К сожалению, единого нормативно-правового акта на этот счет нет, различные положения разбросаны по нескольким законам и постановлениям, что создает почву для злоупотреблений. Особенно по текущему ремонту – деньги тратят на работы, не согласованные с советом дома, порой вообще мифические. Или, к примеру, опрессовку включают в статью «ремонт», тогда как это – «текущее содержание». Это уже в лучшем случае административка, а в некоторых регионах и уголовные дела заводят.
– Кто должен это выявлять?
– В зависимости от компетенции государственного органа: Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, Управление Роспотребнадзора по Томской области, Управление экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Томской области, органы местного самоуправления… Контролирующих инстанций более чем достаточно, но, к сожалению, пока они занимают не слишком активную позицию. Томичи ждут от власти реальной защиты своих прав и законных интересов, принятия реальных мер, а не перекладывания ответственности с одного органа на другой.
– Это типичные обращения. Есть какие-нибудь необычные жалобы?
– На днях обратилась группа жильцов, жалующихся на… размещение в их доме опорного пункта полиции. Это, по их словам, вызывает определенные неудобства. В первую очередь из-за специфического контингента, который посещает пункт. Например, условно-досрочно освобожденные. По словам представителей совета дома, эти граждане ведут себя некультурно, плюют в подъезде (вход у опорного пункта общий с жилыми квартирами), на замечания реагируют неадекватно. Якобы уже было несколько неприятных столкновений. Дошло до того, что родители опасаются отпускать во двор детей.
– Полиция там поселилась недавно?
– Уже несколько лет. Но они и жалуются вроде бы давно. Сейчас добавился еще и финансовый фактор, жители жалуются на неоплату полицией услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
– Как разрешился конфликт?
– Пока никак. Мы побывали в опорном пункте, но… скажем так, общего языка не нашли. Более того, на какой-то момент мы почувствовали себя «по ту сторону закона». Надо сказать, неприятное ощущение.
– И что теперь?
– Я написал официальное обращение в адрес и.о. начальника УМВД Ветрова. Надеюсь, он выйдет с нами на контакт. Понимаю, что никакого нарушения закона там нет, но что касается бытовых условий – люди правы. Значит, надо находить выход, который устроил бы всех.