Сам себе мультипликатор

мультистория

Свет в кинозале погас. На зрительских местах сплошь молодые режиссеры и их доверенные лица. Авторские работы демонстрируются только один день, после показа пройдет награждение. В программе фестиваля – калейдоскоп тем. От экологии и истории государств до фантастических блокбастеров. На экране первая работа – «Анимаш: появление чуда».

Чудеса в объективе

Это вовсе не серьезный фестиваль где-нибудь в Каннах, а уютная презентация работ учащихся студии мультипликации «Мульт­история». И «доверенные лица режиссеров» вовсе не продюсеры или агенты, а их мамы и папы, бабушки-дедушки и братья с сестрами.

Первый мультфильм демонстрируется как символ студии: существо Анимаш, сделанное из пластилина, грустит. Остальные пластилиновые человечки и вещи в отличие от него не ожили. Но вот в руки к нему попадает волшебный фотоаппарат, объектив которого обладает способностью оживлять все вокруг. И, щелкая затвором, Анимаш оживляет друзей. Счастливый конец.

Эта метафора в зале понятна всем, даже самым маленьким ребятам. Они уже успели снять не один мультфильм и знают о чудесах, которые можно совершать при помощи пластилина, бумаги с карандашами, фигурками лего, фотоаппарата и монтажа.

– Дети, которые приходят к нам в студию впервые, всегда удивляются тому, что они сами могут снять свой собственный мульт­фильм, – говорит преподаватель студии Алексей Матвиенко.

– Зато те, кто попробовал, крайне редко перестают ходить на занятия, – улыбается его коллега Руслана Цикунова. – Ребят увлекает возможность создавать собственные истории с любимыми героями.

Завязка «Мультистории»

Изначально проект Алексея и Русланы назывался «Центр медийного творчества», и у них был куда более широкий профиль – фотосъемка, видеосъемка, монтаж, дизайн, звукорежиссура…

– Среди талантов была маленькая группа ребятишек, которые ходили заниматься к нам мультипликацией, – вспоминает Алексей. – Но вскоре именно на них мы и решили сделать ставку.

Ребята доработали образовательную программу и вот уже в третий раз презентуют результаты работы. Первая презентация собрала 40 человек, вторая – уже 80, а на этот «Мультпарад» было продано больше ста билетов.

– Мы проводим очень много открытых мероприятий, привлекая новых учеников, – рассказывает Алексей. – К тому же ребята приводят с собой друзей, поэтому количество увлекающихся мульт­фильмами постоянно растет.

Каждая возрастная группа занимается по своей программе. Самые маленькие (группа «Альфа» – от 4 до 6 лет) изучают основы мультипликации в игровой форме. Дети пробуют сочинять сюжеты, лепить или рисовать героев и делают несложные мультзарисовки.

Ребята постарше (группа «Бета» – от 7 до 9 лет), по словам преподавателей, очень энергичны. Они все хотят попробовать, поэтому основное внимание в их обучении отдается практике. Учителя только направляют и помогают им в возникающих трудностях при озвучке или монтаже. Роль сценариста или режиссера здесь мало кто уступит!

Группы «Гамма» и «Гамма +» уже не просто экспериментируют, а осознанно прорабатывают каждый этап своего творчества, чтобы на выходе получить готовое продуманное произведение со множеством сцен и ракурсов. На создание мультфильма у них может уходить по полгода и больше.

мультистория3

Пупкины и марсианин

Героями мультфильмов дети выбирают, как правило, полюбившихся персонажей, которых видят по телевизору. Здесь и Смешарики, и джедаи, и даже Терминатор. А Паша Чеклюев – фанат покемонов.

– Я очень их люблю, поэтому у меня большинство мультиков посвящены именно им, – говорит он. – К новому году я, к примеру, снял историю, как дедушка дарит внуку пару покемонов и тот очень радуется. Мы с моим другом Арсением сейчас делаем вторую часть «Покемоны. Эволюция», потому что первая набрала на «Ютубе» самое большое количество просмотров.

Арсений Архипов, однако, не разделяет фанатские взгляды своего друга, хотя и с удовольствием помогает ему в лепке и съемке. Для своих мультфильмов он выбирает более серьезные темы. Его работа с инсценировкой обороны Сталинграда заняла первое место на международном конкурсе «Это меня волнует». Для мультфильма он использовал модели танков, которые делал вместе с отцом, лепил бойцов советской и немецкой армий.

На нынешний показ Арсений представил несколько работ. Над одной из них – «Экология» – он работал пять месяцев. По сюжету семья Пупкиных выбирается в лес и начинает мусорить. Одновременно с этим на Землю прилетают марсиане, приземляясь, по иронии судьбы, на одну поляну с Пупкиными, и заявляют, что грязнее планеты они еще не видели. Пупкины раскаиваются и наводят на поляне порядок, положив начало межгалактической дружбе.

– Я никогда не мусорю на улице, потому что это неправильно, – говорит 11-летний мультипликатор.

Есть среди ребят и режиссер с абсолютно особенным восприятием мира. У 15-летнего Даниила Тирона диагноз «аутизм». Мультипликация стала для него возможностью реализовывать свои фантазии.

– Он пришел к нам с массой идей после одного из открытых занятий, – вспоминает Руслана. – У него хорошо получается лепить фигурки персонажей, он делает это с поразительной скоростью и аккуратностью. Сейчас Даниил мечтает поехать в Санкт-Петербург учиться на мультипликатора.

Ломая стереотипы

После просмотра проходит церемония награждения. Без награды не уходит ни один участник, все летят к своим родителям с грамотами и призами.

– Мне очень нравится то, чем занимается мой сын, его друзья, – говорит Гульнафис Шараева, мама одного из мультипликаторов. – Они создают мультики, которые порой ломают стереотипы взрослых людей. Вот сегодня, например, я узнала, что в их представлении Баба-яга может превратиться в Снегурочку. Становится понятен их способ мышления, то, как они видят взрослые проблемы.

По словам преподавателей студии, ломается стереотип еще и о том, что все дети стремятся к жестокости.

– Иногда им нужно снять драку с кровью и взрывами, – говорит Руслана Цикунова. – Но потом они могут даже не вставить это в сам мультфильм.

Все мультфильмы фестиваля были со счастливым концом. А это значит, что цифровое поколение несмотря ни на что верит в чудеса.

мультистория2

Этапы создания мультфильма

Написание сценария.

Самой младшей группе (от 5 до 7 лет) с этим помогают преподаватели студии, а старшие дети роль сценариста не уступят никому. Дети сами все придумывают, рисуют раскадровку и продумывают, сколько материала им понадобится.

Создание героя

или нескольких. В ход идут пластилин, вата, карандаши и фигурки лего.

Рисовка фона,

на котором и будут происходить все события мультфильма.

Съемка.

При помощи фотоаппарата дети снимают по принципу «сфотографировал – передвинул – сфотографировал».

Монтаж.

Одна сцена может состоять из тысячи фотографий, которые склеиваются и ускоряются, создавая динамичную анимацию.

Озвучка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + 20 =