первый заместитель мэра г.Томска Евгений Паршуто

Евгений Паршуто: «Проблемы расшиваются – только делать это нужно системно»

В перечне вопросов, которые «ТН» приготовили гостю редакции, первому заместителю мэра Томска Евгению Паршуто, не было ни одного приятного для управленческого слуха. Но Евгений Валерьянович отвечал четко, организованно, ровно, без отвлечений и эмоциональных всплесков. То ли по природе прагматичен, то ли темы многократно передуманы и сформулированы…

О дольщиках

первый заместитель мэра г.Томска Евгений Паршуто
первый заместитель мэра г.Томска Евгений Паршуто

– Сколько в Томске проблемных домов?

– Пять, а начинали мы в прошлом году с 25. 10 домов сданы в эксплуатацию, столько же – в разной фазе строительства. При этом половину объектов удалось спасти из конкурсного производства: дома могли уйти с молотка безвозвратно для дольщиков. Два проблемных дома остаются у СУ «Монолит», по одному – у СУ-13, «Строймонтаж-М» и СУ-21, всего около 600 дольщиков. Не везде есть понимание, что делать, но до конца июня все решения будут приняты.

– А у «Демоса» на пер. Нижнем?

– Эти дома не входят в число проблемных. Напряженность присутствует, но есть и ресурс для достройки. Мы за этими объектами пристально следим.

– Как не допустить тиражирования подобных проблем?

– Бесконтрольные стройки – это прежде всего частники, которые вместо индивидуальных домов строят многоквартирники. Не пройдя экспертизу, собирают с дольщиков деньги, те рискуют… Чтобы помочь людям сориентироваться, мы открываем специальную страницу в Интернете: прежде чем вступить в долевое строительство, можно будет легко и быстро получить информацию об объектах и застройщиках: есть ли разрешение на строительство, договор на аренду земли, проектная документация…

О мнимых тупиках

– Каждый ливень становится испытанием для города, на очистку и ремонт ливневки нужны миллиарды. Это тупик?

– Когда мы начинали работать в 2007 году, в Томске не было официально открытого кладбища, на полигон ТБО отсутствовала даже техническая документация, практически не было муниципального транспорта… Тоже можно было сказать: «Это тупик». Но проблемы расшиваются – только делать это нужно системно, выбирая приоритеты. В конце прошлого года мы утвердили программу комплексного развития инженерной инфраструктуры на пять лет, там есть раздел и по ливневой канализации.

– То есть строить и ремонтировать будете по плану?

– Насколько это возможно. Вот пример: мы по требованию прокуратуры начинаем капитально ремонтировать улицы Загорную и Угрюмова – затратим 37 млн рублей. Вместо того чтобы привести в порядок загруженные проспекты. Правоохранители, видимо, лучше понимают приоритеты… Причем количество судебных постановлений и предписаний растет, а бюджетные доходы нет!

– Зато субвенции увеличились…

– Да, из 13 млрд рублей совокупного бюджета Томска собственные доходы составили всего 5,5 млрд. В основном развиваемся за счет федеральных субвенций и субсидий. Но зачастую то, что падает из центра – не самое нужное для города. Вспомним ту же левобережку. Мы постоянно задаем себе вопрос: что нам нужно запроектировать, чтобы попадание было стопроцентным? Объекты «ИНО Томска»? Дороги? Инженерные коммуникации? Логика плохо выстраивается – пока…

– А кстати, как с левобережкой?

– Будем строить, пока есть федеральные средства. Для софинансирования ни в областном, ни в городском бюджетах денег нет. Изначально ведь речь шла о 5%, сейчас – уже 45%. Руководители области и города настроены решать проблему с новым руководством Минрегиона…

Центру нужно отдохнуть

– Как центр Томска будет развиваться, если строителям техусловий на подключение не дают?

– А сколько можно издеваться над центром, занимающим 8% от 300 кв. км площади города? 20 лет строить в центре – должно было случиться то, что случилось в 2011-м: все лимиты центральной перекачки КНС № 4 исчерпаны. «Водоканал» занял жесткую, но совершенно правильную позицию – прекратил выдавать техусловия на присоединение дополнительных нагрузок в южной части города. Мы стоим перед дилеммой – либо все остановить, либо менять коллекторы, напорные, самотечные, насосное оборудование, строить новую КНС-4 – а это миллиардные затраты…

– Значит, не строить?

– Строить, но не в центре. После прокладки инженерных сетей, соединивших север с южной площадкой ОЭЗ, Солнечная Долина начала бурно развиваться. После восточного направления строить начнут в Зональном, Кузовлеве…

Точечно проблемы строительства в центре будут решаться, если нужно будет подключить социальный объект либо объект высокой инвестиционной важности. А сейчас надо дать центру отдохнуть хотя бы пару лет… Сюда должны приходить инвесторы другого уровня – с другими деньгами и пониманием, что и как строить.

Раскачать тему

– Кстати, кто бетонную коробку громоздит на набережной Ушайки? И куда мэрия смотрит? Такая улочка славная была…

– По параметрам здание должно быть таким же, как было, только застройщики ушли на 5 метров вниз. Будет там, скорее всего, очередной торговый центр, который наглухо заткнет ситуацию с парковками и, по сути, угробит квартал. Это – к вопросу об уровне инвесторов и инвестиций… Почему допускаем? Это частная земля – невозможно вмешаться.

– А что будет с брошенными заводами? Мимо закрытой «спички» проходить страшно – гигантская депрессивная территория…

– И не только спичфабрика – еще радиозавод, «Ролтом», объекты Минобороны, «Томский инструмент»… Вмешаться не можем – это частная или федеральная территория. Почему-то природоохранная прокуратура и Роспотребнадзор туда не идут – им проще найти кучу мусора на Черемошниках и оштрафовать муниципалитет, чем федеральные структуры или собственника, находящегося незнамо где.

Честно говоря, я не знаю, как понудить собственника заниматься своей собственностью. Пресловутая вертикаль власти демонстрирует полное бессилие. Можно бросить целый завод, район – и никто не будет наказан. Это вопрос к органам исполнительной власти, правопорядка. И к гражданскому обществу тоже – неравнодушные люди могут раскачать тему…

Трудный процесс

– То, что инвесторы в очередь не стоят, – особенность региона?

– Про первую волну инвесторов, пытающихся вернуть землю, которую они нахватали в 2003–2005 годах под обещания построить аквапарки и цирки, планируя ее лишь перепродать, говорить не будем. Вторая категория – народ посерьезней – те, кто выходил на нас перед кризисом в 2007–2008 годах («Икея», «Метро», «Лента», «Холидей», «Ашан»). Получилось только с «Метро», хотя по «Икее» мы все сделали также идеально – сформировали огромный участок, сняли обременения, получили ТУ… Крупные игроки пока к нам не торопятся, их устраивает Новосибирск, Красноярск, Омск.

– Но торгово-развлекательные центры крупного формата Томску нужны…

– Сегодня в стадии реализации три проекта центров площадью более 40 тыс. кв. м: «Изумрудный город» на пр. Комсомольском, «Манеж» на ул. Беринга и очередной ГУМ в пер. 1905 года. Ведем переговоры по размещению стотысячников – советы директоров нескольких крупных компаний рассматривают возможность вхождения. Но городу нужны не столько торговые, сколько многофункциональные объекты – мультиплексный кинотеатр, офисно-административные здания класса А, цирк, зоопарк, рекреационные и спортивные комплексы…

– По федеральному закону к началу 2013 года все рынки должны стать крытыми. Какова судьба инвестпроекта по строительству торгового центра на месте Центрального рынка?

– Соглашение о строительстве на месте «шанхая» и старого здания Центрального рынка современного двухэтажного торгового центра подписано владельцем рынка, горпо и «Холидеем». Срок реализации – два года.

Уличные рынки будут убираться. Уже снесены «Иркутский» и «Славянский», территории реабилитируются. Переулки Плеханова, Карповский и ул. Дзержинского будут освобождены от торговли – проезд откроем. Нынче мы только для районных ярмарок около 400 крытых мест построили… Но это трудный процесс – за каждым объектом стоят люди, которые привыкли бегать за покупками «на базарчик» и которые там торгуют.

Почву взрыхлим

– За три года вашего пребывания на посту первого зама мэра изменилось представление о проблемах Томска? О том, как нужно работать?

– С 2007 по 2009 год я работал замом мэра по развитию города – это было счастливое время. Удалось скоординировать землепользование, архитектуру, строительство, принять Генплан, новые правила застройки, вывести застройщиков из центра на периферию, оцифровать план города, создать информационную систему… Кучу дел переделать! Должность первого зама – это совсем другое: занимаешься буквально всем. ЧС, дольщики, детсады, расселение – сотня направлений! Иногда даже вспомнить не можешь, чем был заполнен день…

– В ваших словах слышится усталость.

– Определенный элемент усталости есть. Хотелось бы что-то переформатировать в организации работы администрации Томска. Мы с мэром часто говорим на эту тему. Более четко определить функциональное деление, ответственность… В бизнесе, например, раз в три года нужно предприятие перестроить-перетряхнуть, иначе – стагнация. Сейчас некие элементы стагнации в муниципалитете присутствуют. Думаю, скоро мы с Николаем Алексеевичем эту почву несколько взрыхлим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 19 =